"Это просто дешевле": В России принимают антидепрессанты из соображений экономии - психотерапевт
По словам Бабина, есть два фактора роста приема антидепрессантов. И, как ему кажется, с ними согласятся все или почти все специалисты, которые занимаются охраной психического здоровья.
"Первый фактор - это улучшение диагностики. Раньше с этим дела обстояли хуже. В Советском Союзе диагностики не было почти никакой. После того как появилась Российская Федерация и появилась возможность работать психологам, психотерапевтам, диагностика стала гораздо лучше. Поэтому выявляемость психических заболеваний стала выше. Я думаю, что если всё так будет продолжаться, то мы ожидаем рост обращаемости и за психотерапевтической помощью, и за лекарствами. Если раньше просто не понимали, что пациент болеет депрессией, или тревогой, или неврозом, то сейчас это диагностировать гораздо легче", - поясняет Бабин.
Второй момент, по его словам, это рост социальной, а вслед за ней и психологической напряженности.
"Когда есть очевидно отрицательная экономика, отрицательная социальная динамика. В микросоциуме, в семьях, и в макросоциуме, в больших коллективах, выросло напряжение, выше конфликтность, больше стрессов, то естественно, что и психопатологическая симптоматика становится более выраженной и более частой. Поэтому люди принимают лекарства", - говорит психотерапевт.
И наконец, третий момент, который, возможно, менее значим, но тем не менее эксперт его выделяет.
"Всё-таки лекарства принимать легче, чем заниматься психотерапией. Это и дешевле, и понятнее. Поэтому в условиях, когда люди считают деньги и когда ограничена возможность обращаться к психотерапевтам и к психологам, мы наблюдаем такую статистику. В городах, скажем, очень крупных, еще есть специалисты. Лекарства же везде одинаковые, в аптеке можно что угодно купить", - объясняет Бабин.
Что касается того, что антидепрессанты принимают в основном люди в возрасте от 25 до 34 лет, то психотерапевт признается, что не уверен в такой статистике.
"Просто люди в этом возрасте более психологически компетентны. У них есть большее понимание того, что с ними происходит. Они больше озабочены качеством психической жизни. Если другие люди просто борются за выживание, пенсионеры, скажем, то у этих людей есть большее понимание происходящего с ними и больше возможностей оказать себе психологическую помощь, медикаментозную помощь, психиатрическую тоже", - говорит психотерапевт.