Каких прорывов следует ждать от встречи Путина и Трампа
Президент России Владимир Путин встретится с президентом США Дональдом Трампом в понедельник, 16 июля. В качестве площадки для российско-американского саммита выбрали Хельсинки. О темах переговоров в общих чертах говорили и российские, и американские представители - это вопросы двустороннего взаимодействия и геополитики. Но можно ли ждать каких-то прорывов в результате встречи? Или это лишь один из первых шагов к сближению позиций? Прогноз вместе с Царьградом формулировал ведущий научный сотрудник Центра исследований проблем безопасности РАН Константин Блохин.
РСМД, дипломатическая собственность и G8
Собеседник Царьграда согласен с оценкой многих: саммит в Хельсинки - скорее, показательная встреча. Ранее и в Кремле, и в Белом доме заявили, что не ждут чего-то феноменального от переговоров, однако считают их ценными.
«…в основном эта встреча будет, конечно, такой пиар-акцией. И каких-то особых там надежд, иллюзий никто не питает», - говорит Блохин.
Однако, по словам эксперта, Трамп вполне может заявить в Хельсинки о выходе из договора РСМД.
«На днях об этом уже сказал министр обороны Сергей Шойгу, что американцы готовятся выйти из договора. Тем более что Трамп сказал о подготовке Путину подарочка или сюрприза, как-то в таком роде. И конечно, мы автоматически выйдем из этого договора. И Европа станет, можно сказать, заложником российско-американских отношений. И Трамп в очередной раз будет шантажировать Европу. Смотрите! Эти русские против вас ракеты нацеливают! То есть отчасти Америка добьется своего и будет контролировать Европу на основании российской угрозы», - считает эксперт.
США готовят НАТО к войне с Россией
Другой вопрос, чего мы можем потребовать на этом саммите? Каковы интересы России?
«В СМИ муссируется вопрос обмена части Сирии на Украину, но это же неправда. Там может быть какой-то успех в двусторонних отношениях. Могут быть какие-то требования. Но Трамп может не согласиться. К тому же позиция требований - это отчасти тоже позиция слабости. Мы ведь не будем требовать, допустим, возврата консульств, дипломатической собственности? Американцы должны быть в этом заинтересованы, чтобы начать такой плодотворный диалог. Кстати, я думаю, к этому как раз стороны придут. Потому что вопрос с дипломатической собственностью - он не изменяет ни в коей мере геополитический ландшафт. Различные сделки, о которых говорят, меняют геополитику, влияют на международные отношения. А возврат собственности, возврат России в формат этой G8 никак не отразится на архитектуре международных отношений. Вот здесь могут прорывы быть», - считает Блохин.
Программа минимум
Блохин полагает, главная цель предстоящей встречи - «хотя бы вывести российско-американские отношения из минуса в ноль». К этому относится и восстановление нормальной работы дипломатических ведомств.
«Чтобы начать, опять-таки, культурный обмен, выдачу виз и так далее. То есть, понимаете, мы должны хотя бы выйти из минуса в ноль. Потому что при Трампе отношения ухудшились, больше упали, чем при Обаме. И для начала плодотворного диалога нужен жест доброй воли. А потом уже начнутся разговоры о геополитических раскладах. Думаю, именно в этих вещах мы там можем договориться», - объяснил эксперт.
В целом же мы должны понимать, ни США, ни НАТО не отступают от курса сдерживания России.
«Грузию в НАТО, Македонию в НАТО. Увеличиваются траты на оборону в альянсе. И поэтому тут говорить о каких-то сделках, улучшениях не следует. Что сейчас происходит в Брюсселе? (речь идет о саммите НАТО, где традиционно звучали антироссийские заявления - ред.) Я думаю, эта атмосфера отчасти навредит и минимизирует возможный успех от встречи Путина и Трампа. Она не саботирует, но минимизирует пространство для маневра как для Путина, так и для Трампа. Потому что Трамп будет вынужден поднять вопрос о кибербезопасности, о вмешательстве в американские выборы. Я думаю, мы заявим, что мы никогда не вмешивались, и это не в наших интересах. Ну, так оно и есть. Трамп поставит вопрос о Крыме. Кстати, Трамп, опять-таки, сказал про Крым в таком негативном тоне: то, что Крым ушел от Украины, и то, что сейчас построили мост, - это результат обамовской политики. То есть он этого просто не допустил бы. Он с Россией иначе разговаривал бы, более жестко. Поэтому все это, понимаете, на самом деле не является плюсом для предстоящей встречи Путина и Трампа», - сказал Блохин.
Эксперт не думает, что вопрос Крыма может быть разрешен на этом саммите.
«Крым - это вопрос не Украины и даже не российско-американских отношений, а вопрос мирового устройства, вопрос американского могущества. То есть если ты гегемон, то ты должен сказать, и страна должна подчиниться. А если страна не подчиняется, то вопрос, тогда какой же ты гегемон. То есть вопрос Крыма - это не вопрос Украины. Это вопрос архитектуры международных отношений и американского могущества, лидерства. То есть если они не могут нас заставить вернуть Крым, тогда… сами понимаете. Поэтому для них это больной вопрос, они его постоянно поднимают. И кстати, с Крымом здесь вероятный… Кстати, вот это прибалтийский сценарий. То есть Прибалтику они же тоже в составе СССР никогда не признавали. Но она фактически была частью СССР. То есть Крым они могут не признавать сколько угодно. Но он будет частью России. Но это нас и не особо интересует».