"Концлагерь для подростков": Спасти детей можно было трижды. Страшный рехаб в Дедовске
Чудовищная правда вскрылась в ноябре, когда скорая помощь доставила в больницу 16-летнего юношу в критическом состоянии – без сознания, с признаками истязаний. На его теле медики обнаружили следы от связывания, многочисленные гематомы и ссадины. Сейчас подросток находится в коме, у него отказывают почки, и врачи дают крайне осторожные прогнозы о его выздоровлении. Вслед за медиками в частный дом в Дедовске, откуда забрали парня, выехал отряд ОМОНа.
Тюрьма для детей
Выяснилось, что в учреждении проживали 24 подростка, помещённые туда родителями для коррекции поведения и лечения зависимостей. Но как установили следователи, вместо заявленной работы с психологами несовершеннолетние систематически подвергались избиениям и пыткам.
С законными представителями заключались договоры, согласно которым с несовершеннолетними должны были работать психологи, а в действительности они подвергались избиению и пыткам,
– сообщило следствие.
Для создания видимости благополучия детей принуждали улыбаться для "отчётных" фотографий, которые затем отправляли родителям. Телефонные разговоры разрешались только по громкой связи и были строго ограничены по времени, чтобы воспитанники не смогли пожаловаться. Подопечные были вынуждены вести так называемые "дневники чувств", переписывая сотни раз однотипные фразы. В качестве наказания подростков связывали, лишали возможности посещать туалет и вместо нормальной еды выдавали собачий корм. В здании было оборудовано специальное изоляционное помещение для "провинившихся".
Есть первые задержания
По подозрению в истязаниях уже арестован 29-летний администратор центра Виталий Балабриков. На сайте заведения он указан как консультант-аддиктолог и воспитатель, однако, по данным "Царьграда", его квалификация подтверждается лишь двумя сомнительными документами, выданными в 2025 году. Известно, что он имеет две непогашенные судимости за хранение и сбыт наркотиков. Вместе с ним задержана 18-летняя воспитанница, обвиняемая в соучастии и помощи в издевательствах над другими подростками.
По словам Светланы, матери госпитализированного подростка, она решила отдать сына в центр, отчаявшись справиться с его поведением самостоятельно. Мальчик не хотел учиться, всё время проводил в телефоне. Уставшая от борьбы мать стала искать специализированные учреждения, куда в итоге и попал её ребёнок.
Дети рассказали, что его просто выносили на матрасе, скидывали и фотографировали для меня, что он якобы сидит на групповой (терапии – прим. ред.). Таскали его на матрасе, а он уже не мог передвигаться самостоятельно. У него были пролежни,
– поделилась Светлана.
Сейчас её сын находится в реанимации, в отделении интенсивной терапии, в крайне тяжёлом состоянии. У подростка начался сепсис.
Идёт расследование уголовного дела
Следственный комитет возбудил уголовное дело по статьям: умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, истязание и незаконное лишение свободы. В формулировке ведомства указано, что организованная преступная группа создала в Дедовске реабилитационный центр "с целью незаконного извлечения прибыли". При этом, как уточнили в СК, организаторы преступной схемы всё еще находятся в розыске. Идейная вдохновительница бизнеса – Анна Хоботова пока на свободе.
По данным "Первого русского", "реабилитацией" проблемных подростков она занимается с 2018 года. За это время предприимчивая бизнесвумен создала целую сеть центров для детей с токсикоманией, игроманией и девиантным поведением. Её заведения работали в Подмосковье, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону и Азове.
Бизнес, судя по всему, приносил солидный доход: в своих видео она рассказывала о своей любви к спортивным бальным танцам и путешествиям, а недавно провела отпуск в Стамбуле.
В интервью она признавалась, что работает с подростками из социально благополучных семей. С таких клиентов, очевидно, проще получать деньги. Достаточно пообещать родителям исцеление ребёнка от зависимости – и они заплатят.
Однако активная вербовка клиентов неожиданно прекратилась. 26 ноября связаться с центрами Анны Хоботовой не удалось: телефоны либо были отключены, либо трубку не брали.
Стоимость месячного пребывания ребёнка в таком заведении составляла около 100 тысяч рублей. Нетрудно подсчитать, что только дедовский филиал приносил хозяйке не менее 2,4 миллиона рублей ежемесячно. Родители и не подозревали, что оплачивают не лечение, а пребывание, по сути, в концлагере.
По словам подростков, Анна Хоботова лично посещала центр в Дедовске как минимум раз в месяц для проведения тренингов. Знала ли она о методах "воспитания" – выяснит следствие.
В Сети можно найти шокирующие отзывы о работе центров Хоботовой. Женщина, поместившая свою дочь в ростовский рехаб, за месяц пребывания там ребёнка заплатила 90 тысяч рублей. Она однозначно заявила, что в заведении издеваются над детьми.
Жалею, что попала в эти руки и взяла кредит 500 тысяч рублей. Они уверяли, что нам там минимум полгода пробыть. Даже моё психологическое образование и практика не спасли – ощущаю, что на тревоге была как под гипнозом, которым они точно владеют,
- поделилась женщина.
Мнение эксперта
Проблема назревала годами. В России катастрофически не хватает подростковых реабилитационных центров, при этом качественного регулирования их деятельности нет. Ситуацию прокомментировал нарколог Руслан Исаев:
Создание реабилитационного социального центра – грамотный подход. Другое дело, что эта концепция в случае с центром в Дедовске была плохо исполнена. Острая проблема с центрами реабилитации стоит как минимум 10 последних лет. За эти годы собралось огромное количество случаев насилия вплоть до смертельных исходов по разным регионам страны. Огромное количество людей пробуют сыграть в эту "лотерею". Поэтому нужна жёсткая регламентация и профессиональный мониторинг этой сферы, а также активная государственная программа для зависимых детей и взрослых.
Эксперт настаивает, что ключевым условием должен стать "единый профессиональный стандарт для всех сотрудников, от консультанта до психолога". Нельзя допускать, чтобы помощь оказывали люди без профильного образования.
Количество подобных заведений по стране не поддаётся точному учёту. Прямо сейчас за соседним забором могут мучить детей. В сложной демографической ситуации, когда каждый ребёнок на счету, это недопустимо.
Что необходимо сделать? Как минимум – найти организаторшу скандальной сети и проверить все её центры, а заодно инициировать масштабные проверки в аналогичных учреждениях.