Налоги в России: За что должны и не должны платить пенсионеры

Фото: Nikita Burdenkov/shutterstock
Какие налоги не платят пенсионеры в 2026 году, обнародован список налоговых льгот. Что не попало в перечень?

Жителям России до 1 декабря необходимо оплатить целый ряд налогов. Однако пенсионеры полностью или частично освобождены от некоторых сборов. Какие налоги не платят пенсионеры, а какие всё-таки придётся заплатить? Рассказываем подробно.

Прежде всего, пенсионеры и предпенсионеры полностью или частично освобождаются от уплаты налога на имущество — в отношении определенных видов недвижимости. То же самое касается земельного налога - если площадь участка не более шести соток, в противном случае — налог начисляют на сумму превышения.

Фото: thekovtun/shutterstock

Также имеются льготы на уплату транспортного налога, их устанавливают местные власти на уровне региона – пенсионеры и предпенсионеры освобождаются либо полностью, либо на отдельные виды техники.

И, наконец, самое главное - налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Им не облагаются только пенсионные выплаты и пособия.

Как платить за ЖКУ меньше: Полный список льгот и субсидий в 2026 году – сколько дают и как оформить

На вклады и другие доходы налог уплачивается согласно прогрессивной шкале налогообложения,

- напоминают специалисты.

Фото: V.Anisimov/shutterstock

Чтобы избежать возможных недоразумений, если пенсионер не подпадает под полное освобождение от уплаты налогов, его предупредят об этом при помощи налогового уведомления. Его обязаны доставить не позднее 10 октября.

Прислать уведомление должны в личный кабинет налогоплательщика, личный кабинет на "Госуслугах" или заказным письмом, если пенсионер не зарегистрирован в соответствующих электронных серовисах.

Срок уплаты налогов за 2025 год — до 1 декабря 2026 года,

- подчёркивают юристы.

Прибавка к пенсии и перерасчёт. Что нужно знать об изменениях с 1 октября

Что стоит знать про налог на имущество? Согласно статье 407 Налогового кодекса (НК) пенсионеры не платят налог на имущество за жилой дом, за квартиру или комнату, за гараж или машино-место, за хозпостройку площадью до 50 квадратных метров, за мастерскую, ателье или творческую студию.

Но есть один очень важный нюанс. Налог не платится только в том случае, если выше перечисленное имущество не используется в коммерческих целях. Также есть отдельное правило, если в собственности несколько объектов каждого типа.

Ко второму, третьему и так далее виду имущества можно применять вычет: по 20 кв. м. от каждой квартиры, по 10 кв. м. от каждой комнаты и по 50 кв. м. от каждого дома (статья 403 НК),

- рассказывают эксперты.

Фото: jd8/shutterstock

Таким образом, налоговая база, с которой рассчитывается налог, снижается на кадастровую стоимость этих долей. Если у пенсионера несколько объектов одного типа, он может выбрать, на какой использовать льготу, но для этого нужно уведомить налоговый орган в личном кабинете на сайте ФНС или в МФЦ, поясняют специалисты РБК.

Другой важный нюанс – от налога освобождены объекты недвижимости, расположенные на территориях с режимами ЧП, ЧС или контртеррористической операции (КТО), и если в отношении жителей принято решение об эвакуации.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Где получают самую высокую среднюю пенсию в России?

Новости партнеров



Читайте также