"Наши дети не видели мира, но Россия нас спасёт": Беженцы с ДНР - о восьми годах ада на своей родине
В Ростовской области на 22 февраля в пунктах временного размещения находятся около 7000 эвакуированных жителей Донбасса. Беженцев принял у себя в том числе и Батайск. Здесь открыто 7 ПВРов, где живут порядка 200 человек – в основном, женщины и дети. Корреспондент "Царьграда" побывал в одном из семи батайских пунктов временного размещения 22 февраля, накануне Дня защитника Отечества.
Встреча получилась тёплая и символичная. Сюда, в небольшую батайскую гостиницу, поселили большую семью из города Ясиноватая. Это пригород столицы ДНР – Донецка. Три женщины, которые друг другу приходятся двоюродными сёстрами, мама-пенсионерка одной из них и шестеро детей вынуждены были бежать в Ростовскую область. Всего десять человек.
Самое "беспокойное хозяйство" у Анны Козак – женщина вывезла из Ясиноватой троих младших сыновей – 9, 11 и 13 лет. А ещё двое старших, им 19 и 23, остались вместе с отцом в Донецке. Оба военнослужащие, и сейчас стоят на защите своего народа. Мама защитников – так и хочется назвать эту молодую и храбрую женщину.
Фото: "Царьград Ростов-на-Дону"
Детство в подвале
Когда в 2014 году впервые начались военные действия на Донбассе, мы никуда не выезжали, все были дома, прятались по подвалам с маленькими детьми. Не выходили из подвала полгода. Моему младшему ребёнку на тот момент был всего годик. Я выводила своих пятерых сыновей подышать воздухом и постоять на солнышке на несколько минут в день. Начиналась бомбёжка, и мы снова ныряли под землю. Подвал был сырой, но летом это было ещё терпимо. А сейчас зимой там особо не отсидишься
- рассказывает Анна Козак.
Женщины в этих подвалах рожали, дети взрослели, не видя белого света. Выросло целое поколение, которое не видело мира…
Кстати, их родная Ясиноватая очень напоминает Батайск. Небольшой, компактный город железнодорожников, расположен вблизи столицы (Батайск – город-спутник областного центра). Жилая застройка преимущественно малоэтажная, с небольшими вкраплениями высоток. Жизнь там протекала спокойно и безмятежно, пока в 2014 году не начались бомбёжки. О том времени женщины вспоминают с содроганием. Как дети это пережили? Они привыкли.
Наши дети никогда не видели нормальной жизни. Они родились в войну. У нас забрали молодость, а у них – детство. Причём Украина стреляет по нам, а у наших приказ не стрелять, потому что мы соблюдаем минские договорённости
- горько констатируют сёстры.
Бомбёжки никогда не заканчивались. Анне Козак летом прошлого года прилетел во двор разрывной снаряд, повредил крышу, соседке разворотил окно. К счастью, дети были в доме. Поначалу даже не поняли, что произошло. Хлопок был небольшой, как будто баллончик взорвался.
Фото: "Царьград Ростов-на-Дону"
Бомбёжка вместо будильника
В другой раз прилетела в окно пуля. Причём в тот момент действовало перемирие. Видимо, пуля не знала, что стрелять запрещено – она же, как говорится, "дура". Пробила стекло. Окно это до сих пор так и стоит пробитое. Муж Анны рассудил, что менять его нет смысла, ведь завтра в него снова может попасть пуля, осколок или даже снаряд.
Знаете, есть даже статистика, согласно которой в "переговорное" время у нас погибло больше мирных жителей, чем во время активных боевых действий. Потому что люди в мирное время не прячутся. Кошмарный случай произошёл с женщиной, которая спасалась от бомбёжек и приехала из Горловки в Донецк. Именно здесь, у нас, убило снарядом её маленькую дочь – они просто шли по улице…
- со слезами на глазах вспоминает Анна. Это страшно, но к бомбёжкам привыкаешь. Одно время Ясиноватая просыпалась по "будильнику" – Украина поднимала жителей Донбасса в шесть утра регулярными обстрелами. С балкона своего дома в Ясиноватой они наблюдали, как прилетали и падали снаряды в черте города, буквально в километре от жилых кварталов.
Однажды украинская армия заняла Ясиноватую буквально на день-два. Они вывесили свой флаг, подожгли заправки. Вскоре украинцев выбили из города, но эти сутки запомнились местным, как страшный сон. Женщины сидели с грудничками в подвалах и думали, что это конец. Но с уходом украинской армии война не закончилась. Она приняла вялотекущую форму, как ноющая зубная боль.
Ведёшь ребёнка в школу или садик, потом идёшь на работу, сидишь там как на иголках, все на телефонах, обмениваются - в каком районе стреляют, куда какой снаряд прилетел. Живёшь одним днём - не знаешь, вернёшься домой или нет. У нас в школах учат детей, как вести себя во время бомбёжки. Дети 8-10 лет уже по звуку различают, с какой стороны обстрел, насколько это далеко, какой тип оружия и калибр оружия. Они ровесники войны
- говорит Анна. Кстати, её младшие дети никогда не видели самолёта. В Ясиноватой был прекрасный аэропорт, машиностроительный завод и одна из крупнейших в Европе железнодорожных станций. Разбомбили всё, город полуразрушен. Очутившись в Батайске, малышня впервые увидела в небе самолёт.
Фото: "Царьград Ростов-на-Дону"
Эвакуация без права выбора
Кстати, о том, куда их повезут, никто не знал. Жители Ясиноватой узнавали об эвакуации по-разному. Кто-то получил сообщение от близких, другие увидели видеообращение главы республики. Анне Козак позвонила мама и сказала, что надо уезжать. Было около шести часов вечера.
Мы сидели под бомбёжками и понимаем, что это может повториться. Но мы до последнего не хотели уезжать из дома, нас отправили мужья. Такого ажиотажа, как в этот раз, никогда не было. Раньше люди выезжали своими силами, на личных машинах, но колоннами на автобусах – ни разу. Когда глава республики обращается к народу и просит уехать, дело нешуточное. Поэтому мы моментально собрались. Думали, бежим в никуда. А оказалось, что нас здесь ждали и встретили, как родных
- чуть не плачет Анна. Дома, машины и прочее имущество, которое пришлось оставить в Ясиноватой – это всё преходящее. За восемь лет войны люди на Донбассе научились ценить главное – жизнь.
В Ясиноватой вечером 18 февраля открылось четыре сборных пункта, куда женщины с детьми и старики прибыли с вещами. Собирались впопыхах. Взяли тёплую одежду, а вот всякие мелочи из-за паники забыли - расчёски, зубные щётки. В автобусах не всем хватило сидячих мест, кто-то ехал стоя, дети спали на сумках. Жителей Ясиноватой вывезли в сопровождении военных. Рассвет 19 февраля беженцы встречали в дороге.
Поначалу автобус из Ясиноватой прибыл в посёлок Красный Десант Неклиновского района Ростовской области. Но оказалось, что местных лагерь отдыха уже переполнен. Тогда людей отправили в Ростов, где часть из них осталась, а других привезли в Батайск. Здесь их встретили, распределили по нескольким пунктам временного размещения, открыли лицевые счета для получения выплаты.
Фото: "Царьград Ростов-на-Дону"
Дорога домой
В гостинице у каждой семьи отдельный номер со всеми удобствами, еду привозят централизованно. Каждый день приходят представители городской и областной администрации, интересуются, чем ещё можно помочь. Детей регулярно осматривают педиатры. А 22 февраля организуют досуг – привезут артистов и аниматоров, чтобы маленьким гостям с Донбасса не было скучно.
Кстати, родители постарались представить всё так, будто эта эвакуация – не бегство из дома, а просто небольшое путешествие, которое скоро закончится.
Дети довольны, им в Батайске очень нравится. Я пообещала купить им сувениры, сходим погулять. Мне сын говорит: "Мама, я бы тут остался". Но мы хотим домой. Как только для нас откроют границу, мы вернёмся обратно
- говорит Анна. Но сейчас никто не знает, что будет дальше. Новость о том, что Россия признала суверенитет Донбасса, эти женщины встретили вечером 21 февраля с искренним ликованием. Как рассказали им по телефону мужья, в Донецке прогремел салют, а потом наступило затишье. Над городом повисла странная тишина, которая пугает ещё больше, чем обстрелы. Что ждёт этих женщин, когда они вернутся домой? Что ждёт их мужей, которые остались там на передовой?
"Мы выживем, только не стреляйте"
Мы хотим в состав России. Мы все годы об этом мечтаем, потому что по менталитету мы русские. Я даже с мамой спорю на эту тему. Она говорит, что я украинка. А я считаю себя русской. У меня девичья фамилия русская, я Родионова, отец у меня русский, я родилась в Советском Союзе. Я русская и никогда не была украинкой. А муж у меня украинец, и он тоже за то, чтобы Донбасс вошёл в состав России. У нас практически все имеют гражданство России. Мы свой выбор сделали ещё в 2014 году, когда проголосовали за суверенитет. У нас действительно были очереди на референдуме, мы все ходили по своей воле и подписались, что не хотим больше входить в состав Украины. Народ Донбасса принял такое решение, потому что Украину охватили националистические настроения
- вспоминает Анна. Все эти годы её муж работает в России – он по профессии строитель, колесит по стране. Анна справляется дома с пятью сыновьями. Жизнь в Ясиноватой непростая, но люди не теряют оптимизма. Зарплаты там чуть меньше, чем в России. Например, учителя получали по 25 тысяч рублей, сейчас им добавили. Средняя пенсия – 10 тысяч рублей. Цены на продукты – примерно такие же, как в Ростове. Но при этом недорогая коммуналка – около 2000 рублей за трёхкомнатную квартиру. Проезд по городу 15 рублей, межгород – 30.
Мы не нищенствуем, не жалуемся, нас всё устраивает в нашей жизни. Кроме того, что восемь лет идёт война и нет мира. Мы выживем, только прекратите по нам стрелять!
- говорит женщина. А Ясиноватая тем временем продолжает жить. Не работают только школы. Остальные учреждения – в обычном графике. Ходят маршрутки, народ трудится. Просто стало меньше людей, и по вечерам они стараются не включать в своих домах свет…
Уважаемые читатели Царьграда! Подписывайтесь на наш канал в Яндекс. Дзен и присоединяйтесь в соцсетях ВКонтакте и Facebook. Если вам есть чем поделиться с редакцией "Царьград-Ростов-на-Дону", присылайте свои наблюдения, вопросы, новости на электронную почту rostov@Tsargrad.ТV.