Не аварийное, а ветхое: Крохин о хитрости чиновников сказал прямо

Фото: Ilya Moskovets/globallookpress
В Совете Федерации разразился горячий спор по поводу проблемы ветхого жилья, расселение которого не обеспечено бюджетом. Спикер Валентина Матвиенко настаивала на том, что прокуратура не должна карать муниципальных чиновников, у которых нет денег на выполнение обязательств перед собственниками, и столкнулась с критикой отдельных коллег, которые назвали такую позицию "правовым нигилизмом". Царьград поговорил о проблеме с председателем правления Союза жилищных организаций, членом комитета по ЖКХ Торгово-промышленной палаты России Константином Крохиным, который сказал о хитростях чиновников прямо: "Не аварийное, а ветхое".

Сенаторы поспорили по поводу острого социального вопроса - расселения аварийного жилья. В ходе пленарного заседания Совета Федерации 12 ноября спикер Валентина Матвиенко поспорила о проблеме ветхого жилья, расселение которого не обеспечено бюджетом. Поводом стала ситуация в городе Прокопьевске Кемеровской области, где люди из аварийных домов, которые не включили в программу расселения, через суд взыскали компенсацию с властей, в результате город оказался должен людям 1 млрд рублей - почти десятую часть бюджета. Такие же иски к властям на полтора млрд рублей инициировала прокуратура города Кемерова, а против чиновников были возбуждены уголовные дела по статье "Халатность". По мнению Матвиенко, прокуратура не должна карать муниципалов, не имеющих денег на выполнение обязательств перед собственниками, на что отдельные сенаторы посчитали такую позицию "правовым нигилизмом", пишет "Ъ". 

Я, как практикующий юрист, и человек, у которого на глазах 35 лет происходила трансформация советского социального государства в российское капиталистическое, придерживаюсь мнения, что, если ещё и прокуратуре запретить проверять муниципалитеты, то тогда у нас будет полный хаос. У нас сейчас ЖКХ прокуратура не проверяет, из-за моратория на проверки. И люди подвергаются начислению необоснованных плат повсеместно, при этом качество услуг неуклонно падает,

- сказал в разговоре с Царьградом Константин Крохин.

Почему так происходит? Сейчас под руководством Минстроя Госдума приняла соответствующие законы, по которым, по сути, поражены права людей, живущих в старом фонде, объясняет Крохин. Этот фонд может быть аварийным, может быть ветхим. Но очевидно, что это советский фонд, который советское государство, развалившись, не успело расселить. Россия эти обязательство взяла на себя.

Государство сказало: мы - социальное государство, у нас красивая Конституция 93-го года, мы будем помогать. На практике это "помогать" означает, что бóльшая часть людей ждёт расселения по 30-40 лет. То есть даже советский период не расселенный,

- напомнил эксперт.

Когда власти взялись выяснять, почему так вышло, то выяснилось, что у федеральных властей нет на это денег. Приняли новые законы: пусть за расселение отвечают на местном уровне муниципалитеты и региональные власти, это их головная боль. 

Но при этом, источники на пополнение бюджетов местных властей не дали. Самые доходные, например, НДС или всякого рода налоги на полезные ископаемые – всё себе забрали. А внизу – пожалуйста, подоходный налог и налог на прибыль. Соответственно, если у тебя депрессивный регион – какой у тебя налог на прибыль, какие у тебя доходы? 

- задаёт логичный вопрос Константин Крохин.

Он привёл в пример стройки века времён СССР: молодежь поехала на строительство дублёра Транссибирской магистрали, временно поселилась в бараках и… осталась в них на сорок лет. Теперь бараки аварийные, а денег на расселение нет. Государственные обязательства муниципалитет вытянуть не может - это действительно так, отмечает эксперт. А ведь ещё есть сироты, которым уже по сорок лет, и они до сих пор не получили жильё от государства. Если в этой ситуации чиновников не наказывать за бездействие, они вообще ничего делать не будут уверен Крохин.

Фото: Ilya Moskovets/globallookpress

Ежегодно количество ветхого фонда и количество аварийного фонда увеличивается быстрее, чем расселяется. Принимаются программы по софинансированию (когда 50% денег даёт федеральный центр), но они не могут переломить ситуацию. При этом непригодного жилья гораздо больше, чем по статистике, раскрывает Константин Крохин хитрость чиновников.

Потому что все чиновники, чтобы не портить картину, понимают: если у тебя денег нет – не надо признавать аварийным. Отсюда появились законопроекты признавать фонд ветхим, но не аварийным. Он старый, плохой, но живи там. Это не опасно, он не разваливается, да. То есть, сейчас пытаются разобраться уже вот так, чтобы сократить свои обязательства,

- бъёт тревогу эксперт.

Специалист уверен: раз уж у нас по Конституции Россия - социальное государство, соответственно, расселение людей должно быть федеральной обязанностью. Просто потому, что в федеральном бюджете больше денег. Так было при СССР, но сейчас так не работает. Почему? А дело вот в чём: раньше жильём владело государство, оно же владело и всеми крупными предприятиями, и вся рента, которая шла от использования ресурсов страны, шла на её развитие, включая жилищное строительство и расселение аварийного фонда. Сейчас же, после 1991 года, эти ресурсы сосредоточены в руках отдельных олигархов и не работают на благо жителей.

Если бóльшая часть ренты вывозится – нам не на что создавать пул социального использования жилья, для того чтобы расшивать очередь нуждающихся. Поэтому в вопросе о том, как победить эту проблему, ответ: необходимо прекратить вывоз ренты. То есть, необходимо вернуть эту ренту обратно государству. Чтобы все экспортные доходы шли не на развитие Америки, Люксембурга, Брюсселя, куда эти деньги складывались, а экспортная выручка шла на создание социального фонда, и, в том числе, через межбюджетные отношения местным муниципалитетам, региональным властям. Чтобы не олигархи собирали ренту и строили себе особняки в Италиях, Лондонах, до сих пор они это делают, а чтобы это вот всё шло государству, как это было в советское время. И чтобы на эти деньги строилось жилье и раздавалось в аренду или социальный найм, в зависимости от имущественного положения человека, нуждающимся группам населения. Среди которых могут быть и учителя, и молодые специалисты, и ученые, и медики, и молодые семьи. И могут быть те, кому нужно расселиться из аварийного фонда,

- сказал Константин Крохин.

Фото: Ilya Moskovets/globallookpress

При этом жильё не нужно дарить, уверен он. 

Не надо вот эту вот политическую сделку, подкуп населения Ельциным. Когда мы забираем промышленность и страну, а вы получаете свои квартиры, в которых вы и так живете. Чтобы этот фонд оставался фондом социального использования. То есть, улучшилась ситуация у человека, разбогател он, купил себе коттедж сам, а это перешло другому… Я считаю, что единственный способ выйти из этого замкнутого круга – создать государственный фонд жилья,

- сказал он.

Фото: Alexander Legky/globallookpress

Строящиеся новостройки в Москве - не для москвичей, не для наших людей, а для мигрантов из Центральной Азии, добавляет эксперт. У обычных людей нет денег на покупку недвижимость, а под рейтинг банка для выдачи ипотеки подходят всего 5% населения.

А людям надо жить. Надо размножаться. Надо, чтобы наша молодежь рожала, чтобы наш народ был, чтобы нас не замещали приезжие мигранты. Для этого надо рожать. А где рожать? Не вот в этих студиях 22-метровых, понимаете. Общежитие, по сути. Раньше такие площади бесплатно давали студентам. В общежитиях. А сейчас продают за миллионы. Это же безумие,

- подвёл итог Крохин.

Новости партнеров



Читайте также