Не пророчество, а ещё интереснее: Всё, что обещал Путин Западу, сбылось
Ровно девятнадцать лет состоялась знаменитая Мюнхенская речь президента России Владимира Путина, в которой он предупреждал Запад о грядущих проблемах модели однополярного мира. Что уже сбылось, рассказал политолог Дмитрий Матюшенков в беседе с Царьградом.
Речь идёт о выступлении Владимира Путина на Мюнхенской конференции по безопасности 10 февраля 2007 года. Многие называют эту речь поворотной точкой в послевоенной дипломатии. В ней президент России говорил о проблемах однополярной модели мира. Он предупреждал и о ядерной программе ООН, и о движении НАТО на Восток и о реформе ООН. Сейчас это всё уже стало явью.
Путин не просто констатировал разлад в отношениях с Западом - он системно обозначил противоречия однополярной модели мироустройства и предложил альтернативную архитектуру международной безопасности,
- указал политолог Дмитрий Матюшенков в беседе с Царьградом.
И сегодня, оглядываясь назад, приходит чёткое понимание: речь Владимира Путина представляла собой глубочайший стратегический анализ проблем мира и Европы. Более того, президент России сформулировал конкретные предложения по их урегулированию - многие из которых были проигнорированы, что усугубило последующие кризисы, подчеркнул эксперт.
Путин тогда выделил ключевые уязвимости существующего порядка. Расширение НАТО на восток было справедливо названо провоцирующим фактором, подрывающим взаимное доверие,
- напомнил Дмитрий Матюшенков.
При этом важно отметить, что Россия не ограничилась критикой, добавил политолог. Ещё в 1990-е и в начале 2000-х Москва неоднократно предлагала юридически закреплённые гарантии нерасширения альянса, а позднее - договорённости о разоружении и создании общего пространства безопасности.
Эти инициативы были отвергнуты Западом, что привело к эскалации гонки вооружений,
- констатировал Дмитрий Матюшенков.
А по иранской ядерной программе Путин предложил конструктивное решение: создание международных центров по обогащению урана под многосторонним контролем, что позволило бы странам развивать мирную атомную энергетику без риска военной трансформации.
Более того, Россия готова была предоставить такие площадки, но инициатива не получила поддержки. Однако, вместо этого мир стал свидетелем одностороннего выхода США из Совместного всеобъемлющего плана действий в 2018 году и хронической нестабильности в регионе - именно того сценария, о котором предупреждал Путин.
Отсутствие консенсусных механизмов ведёт к дестабилизации,
- подчеркнул Дмитрий Матюшенков.
В итоге в 2025 году по ключевым предприятиям иранской ядерной программы США и Израиль нанесли серию ударов, которых можно было бы избежать, если бы к словам президента России тогда прислушались.
Также в Мюнхенской речи особое значение имел тезис о неизбежности многополярности. Путин тогда указал, что экономический рост Китая, Индии и других центров силы неизбежно конвертируются в политическое влияние, и попытки сохранить однополярный порядок обречены.
Здесь Россия не только констатировала тренд, но и предложила институциональную основу для новой системы: реформу ООН с расширением постоянного состава Совета Безопасности, укрепление БРИКС и ШОС как площадок для диалога стран Глобального Юга,
- напомнил Дмитрий Матюшенков.
Сегодня, когда ВВП Китая приблизился к американскому, а влияние БРИКС и ШОС стремительно растет, выступление Владимира Путина о многополярном мире в Мюнхене стало ценностным ориентиром, который сегодня был достигнут, и даже сами США признают многополярность мирового порядка, указывает политолог.
Энергетическая безопасность Европы стала ещё одной областью, где российская сторона предлагала решения, а не просто предупреждала об угрозах,
- добавил Дмитрий Матюшенков.
В частности, Путин настаивал на долгосрочных контрактах и диверсификации маршрутов поставок как основе стабильности - что и было реализовано через "Северный поток" и "Турецкий поток". Однако политизация энергетики со стороны ЕС и отказ от стратегического партнёрства в пользу рыночной волатильности привели к кризису 2021–2022 годов.
Таким образом знаменитый вопрос о том, чем будет топить дома Европа, стал своего рода предупреждением о последствиях отказа от атомной энергетики. Предупреждением, которое подтвердилось в условиях энергетического и топливного кризиса в Европе, указал политолог.
Очень много из тех прогнозов, которые делал Владимир Путин, сбылось благодаря его способности очень четко анализировать информацию и делать выводы прогнозируя будущие последствия,
- объяснил Дмитрий Матюшенков.
Но гораздо более важным стала способность Президента России предлагать реальные решения сформулированных проблем, считает политолог. Владимир Путин не ограничивался диагностикой: он предлагал конкретные механизмы решения грядущих проблем - от многосторонних гарантий безопасности до новых форматов глобального управления.
Отказ Запада вести диалог на равных превратил эти предложения в нереализованные возможности, а предупреждения – фактически стали своего рода сбывшимися пророчествами,
- резюмировал Дмитрий Матюшенков.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Сбывшееся пророчество: Семь обложек газет из России
Мюнхенская конференция предупреждает о политике разрушения на Западе