Новосибирские врачи спасли 5-летнего мальчика с пульсом 210 ударов в минуту
Уникальную по сложности операцию провели новосибирские хирурги НМИЦ им. академика Е.Н. Мешалкина. Как оказалось, у мальчика был тяжёлый врождённый порок сердца – единственный желудочек вместо двух.
Как рассказали в пресс-службе клиники, пятилетний мальчик поступил в реанимацию на скорой помощи, по экстренному запросу из соседней Кемеровской области. Мальчик был в тяжёлом состоянии – сердце билось с частотой 210 ударов в минуту, при нормальных показателях для детей от 70–80 ударов в покое до, 150–170 при активности.
Аритмия не поддавалась лечению — ни медикаментозно, ни электрической кардиоверсии, которую проводили кузбасские медики. По прибытию в Новосибирскую область у ребёнка появились отёки всего тела, развились тяжелая дыхательная и сердечная недостаточность. Врачи предполагают, что ещё через несколько дней мальчик бы мог умереть.
Открытую операцию делать не решились, а из-за анатомии стандартная малоинвазивная была невозможно. В результате врачи решили воспользоваться робот-ассистированной радиочастотной аблацией (РЧА) очагов аритмии — технологией, которую в России применяют только в Центре Мешалкина.
"Анатомия сердца этого ребенка уникальна — во-первых, оно полностью перешито хирургами под кровообращение Фонтена (альтернативную организацию кровотока для эффективной работы единственного желудочка), поэтому отсутствует обычный доступ в предсердие. Во-вторых, у мальчика еще и изомеризм — редкая врожденная аномалия, при которой все органы развернуты в разные стороны, что тоже осложняет работу хирурга", - рассказал заведующий отделением хирургического лечения сложных нарушений ритма сердца Виталий Викторович Шабанов.
Экстренная роботизированная операция длилась почти 6 часов. В ходе неё в сердце мальчика исправили сразу два независимых очага предсердной тахикардии, которые выдавали разный ритм: с частотой 210 и 160 ударов в минуту.
Как пояснил заведующий отделением анестезиологии-реанимации Владимир Александрович Бобошко, у пациентов с такими диагнозами "абсолютно специфическая организация кровообращения", которая требует очень внимательного отношения врачей, особенно при общей анестезии.
"В нашем случае у ребенка аритмия привела к нарушению насосной функции сердца и снижению артериального давления, что заведомо повышало риски развития осложнений от введения препаратов для анестезии, которые сами по себе снижают давление и негативно влияют функцию сердца", - пояснил врач.
Ребёнок пришёл в норму уже через сутки после медицинского вмешательства. Отёки быстро спали на терапии, а спустя три дня мальчик встал, начал бегать, вернулись аппетит и улыбка. Сейчас у него синусовый ритм с частотой 80 ударов в минуту. Кардиологи Центра Мешалкина взяли ребенка под пожизненное наблюдение.