Осаждённая крепость: Насколько серьёзно скажутся санкции на жизни новосибирцев
Неделю назад Россия начала спецоперацию на территории Украины, чем немедленно спровоцировала мощнейший санкционный удар со стороны стран Запада. Под ограничения попали не только русские банки и фондовый рынок, но и компании, поставляющие товары для простого населения. От электроники и автомобилей, до продуктов и одежды.
По словам новосибирского экономиста, доцента кафедры финансового рынка Эдуарда Коложвари, сегодня ещё рано делать какие-то выводы – ситуация развивается слишком непредсказуемо, в таких условиях нельзя давать долгосрочные прогнозы. Тем не менее, экономист говорит, что когда она стабилизируется, то населению России придётся непросто.
Сильнее всего пострадает банковский сектор – ряд крупнейших игроков оказался изолирован от международного рынка. Кроме того, арестованы корреспондентские счета Банка России, сумма на которых может составлять десятки и даже сотни миллиардов евро или долларов.
Большая часть санкций вступит в силу лишь в конце марта. До этого срока есть некоторая надежда, что если ситуация стабилизируется, то часть ограничений может так и остаться на бумаге, а то и вовсе быть официально отменена, добавляет экономист.
Впрочем, кое-что ощутимо уже сейчас – клиенты банков, попавших под санкции, уже не могут расплатиться по системам ApplePay и PayPal, а их деньги на картах Visa и MasterCard за рубежом заморожены.
В свою очередь профессор НИУ ВШЭ Санкт-Петербурга Андрей Заостровцев уточняет, что отключение от SWIFT это удар, прежде всего, по международным расчётам. Однако эта мера сработает в обе стороны и скажется, в том числе, на Западе.
Заостровцев также говорит, что в худшем сценарии Россию ждёт повторение ранних 90-х – дефицит продуктов вплоть до карточной системы, пропажа с рынка привычных товаров и услуг, а также резкое сокращение потребления.
Касательно роста цен, сегодня он связан не столько с курсом валют, сколько с ожиданием дефицита, особенно на рынке высоких технологий. Похожей картины стоит ожидать и с другими товарами, зависимыми от экспорта. Поэтому цены вырастут "без исключения", подчёркивает Заостровцев.
В общем-то, такая жалкая, серая жизнь. И главное — это обнуление перспектив, особенно для молодёжи,
– цитирует его НГС.
Касательно валют, Эдуард Коложвари заметил, что на рынке уже начались спекуляции, притом, что никакого дефицита валюты в стране нет – нефть продолжает продаваться, причём очень хорошо. Попытки же пользоваться ажиотажем, продавая доллар по 150 рублей он назвал "аморальной тягой к наживе".
В то же время в перспективе государство может попробовать взять валютный рынок под контроль, тем более что первый шаг уже сделан - экспортёров, получающих деньги в валюте, обязали продавать 80% выручки по курсу Центробанка, тем самым сокращая количество иностранных дензнаков на руках у населения.
В целом же Коложвари сравнил ситуацию, в которой оказалась Россия с положением осаждённой крепости – внутри страны жизнь становится менее привлекательной, а за её пределами русским не рады.
Россиянам как бы говорят: "Оставайтесь в стране, мы будем принимать меры какие-то, нарушать вашу экономику",
– говорит он.
По мнению эксперта, накопленных в стенах нашей "крепости" запасов хватит на полгода-год. Если сделать всё правильно, то за это время можно перестроить экономику и заручиться партнёрством в странах, не вводивших против России ограничений, таких, как Китай. Но самая главная задача – определить позиции, в которых Россия отстаёт и запустить по ним реальное импортозамещение.