Пробуксовка – и стоп: России грозит кризис, хуже чем в 2008-м и пандемию. Пространства для манёвра нет

Коллаж Царьграда
Пробуксовка – и стоп. России грозит кризис, хуже чем в 2008-м и пандемию коронавируса. Пространства для манёвра у отечественного бизнеса уже практически нет, с сожалением указала Елена Дыбова.

Индекс, отражающий настроения в промышленности, в ноябре просел до отметок, которые в России фиксировали ещё в конце 1990-х годов. Об этом говорится в расчётах Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. Эти данные в эфире программы "Вечер с Юрием Пронько" оценила вице-президент Торгово-промышленной платы России Елена Дыбова.

За четверть века столь низкие значения появлялись лишь два раза и лишь на короткие периоды – во время глобального кризиса 2008–2009 годов и в разгар ограничений в период распространения COVID-19.

Текущие показатели сопоставимы с ситуацией весны 2020 года, когда экономика переживала локдаун. Резко ухудшились оценки продаж, что привело к падению удовлетворённости спросом. Доля предприятий, заявивших о спросе "ниже нормы", достигла 66%. Это максимальное значение с 2009 года и это уровень начала 2000-х годов, когда страна только выходила из последствий дефолта.

Собеседница "Первого русского" обратила внимание, что ситуация в бизнес-среде начала заметно ухудшаться ещё в начале текущего года, когда многие предприниматели, особенно из производственного сектора, стали говорить о резком падении заказов:

И, соответственно, все начало затормаживаться. Вся цепочка. Снизился госзаказ. Меньше стало на потребительском рынке крупных проектов. То есть машина потихоньку начала сначала пробуксовывать, потом останавливаться. Ну и плюс, конечно, нереальная стоимость денег, которая, в общем-то, остановила все инвестиционные проекты и всю цепочку, которая была во всё это вовлечена. А это прежде всего производственные компании.

Елена Дыбова. Фото: пресс-служба ТПП России

Таким образом, пробуксовка – и стоп. Более того, по мнению Елены Дыбовой, России грозит кризис, хуже чем в 2008-м и пандемию коронавируса, поскольку пространства для манёвра у бизнеса в нынешней ситуации почти нет:

Всё-таки условия разные. В пандемию были одни вызовы. У нас не было санкций тогда. Была возможность каких-то быстрых реакций. Можно было переключаться на другие сферы. Сейчас, к сожалению, возможность манёвра у бизнеса практически отсутствует, с одного на другое не переключиться. Останавливается практически по всем сферам. Поэтому искать где-то деньги, заказы – таких возможностей сейчас, в отличие и от 2008-го, и от пандемии, практически нет.

Новости партнеров



Читайте также