Сергей Эйзенштейн: Мы, русские, либо ломаем себе шею, либо одерживаем победу

22 января 1898 года родился режиссер Сергей Эйзенштейн. В 2018 году исполняется 120 лет со дня его рождения.

Сергей Эйзенштейн - сын архитектора Михаила Эйзенштейна и Юлии Конецкой, дочери владельца Невского баржного пароходства. По рассказам, дед Сергея Эйзенштейна - Иван Конецкий пришел в Санкт-Петербург пешком. Там он основал собственное дело, которое впоследствии перешло к супруге - Ираиде Конецкой, ставшей крестной матерью Сергея, крещенного в Кафедральном соборе. 

Благодаря приданому Юлии Конецкой, семья Эйзенштейнов была богата. Здесь часто гостили крупнейшие чиновники города. Однако свое детство Сергей Эйзенштейн называл "временем печали". Родители любили его, однако времени на общение не находили. А через некоторое время случился бракоразводный процесс. Сергей Эйзенштейн остался жить с отцом, а к матери ездил лишь на Пасху и Рождество. К матери он относился тепло, а каждое свое письмо к ней подписывал "Котик" или "Твой Котик". 

После Октябрьской революции Сергей Эйзенштейн оказался беден. Он увлекся искусством, что впоследствии и сформировало его карьеру. Впрочем, до этого он успел вступить в ряды Красной армии. В агитпоездах он объездил всю Россию. Работал художником-декоратором в армейских театральных коллективах.

Кино Сергея Эйзенштейна

Свой путь в кино Эйзенштейн начал с перемонтажа фильма Фрица Ланга "Доктор Мабузе, игрок". В эпоху немого кинематографа такая практика была естественной для кинокартин, проданных в прокат за рубеж. В СССР перемонтированная лента Ланга вышла под названием "Позолоченная гниль".

Сергей Эйзенштейн. Александр Невский / Aleksandr Nevskiy (1938)

Затем при участии Пролеткульта Эйзенштейн задумал цикл из восьми фильмов, озаглавленный "К диктатуре". Съемки режиссер начал сразу с пятой картины под названием "Стачка", вышедшей на экраны 28 апреля 1925 года. Картина содержала различные новаторские элементы (в частности, необычные ракурсы и кинометафоры) и получила неоднозначные отзывы как от прессы, так и от зрителей. Ее называли революционной и новаторской, но в то же время критиковали за усложненность киноязыка.

В октябре 1928 года Эйзенштейн вместе со своей съемочной группой, куда входили Григорий Александров и оператор Эдуард Тиссэ, отправился в путешествие за рубеж с целью изучения западного опыта. Это была официальная поездка, целью которой было дать возможность Эйзенштейну и его съемочной группе больше узнать о звуковом кино, а также лично представить капиталистическому западу известных советских артистов. Последующие 2 года Эйзенштейн много путешествовал и выступал по берлинскому радио, читал лекции в Гамбурге, Берлине, Лондоне и Кембриджском университете, Антверпене, Амстердаме, сделал доклад "Интеллектуальный монтаж" в Брюссельском университете. В Швейцарии в 1929 году Эйзенштейн выступал в качестве консультанта образовательного документального фильма об абортах, режиссером которого был Эдуард Тиссэ. Фильм вышел под названием Frauennot - Frauenglück ("Горе и радость женщины").

В 1930 году он заключил контракт с кинокомпанией Paramount Pictures на экранизацию романа Теодора Драйзера "Американская трагедия". Вместе с Айвором Монтегю и Григорием Александровым при содействии Драйзера начал работу над сценарием. Через месяц Paramount отказалась от его сценария.

Решаем вместе: Русское кино на распутье

С помощью писателя Эптона Синклера Эйзенштейн приступил к съемкам фильма "Да здравствует Мексика!". Однако после того, как было отснято 75 тысяч метров, Сталин направил ему телеграмму с предложением вернуться в СССР.

После возвращения в 1932 году Эйзенштейн занялся научной и педагогической деятельностью, стал заведующим кафедрой режиссуры Государственного института кинематографии, в 1935 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Эйзенштейн писал статьи, составил проект программы по теории и практике режиссуры, на основе прочитанных лекций начал собирать книгу "Режиссура".

Сергей Эйзенштейн. Цитаты

  • В нашей жизни правда всегда торжествует, но жизни часто не хватает.
  • Искусство подлинно, когда народ говорит устами художника.
  • Кадр никогда не станет буквой, а всегда останется многозначным иероглифом. И чтение свое получает лишь из сопоставления.

Мы, русские, либо ломаем себе шею, либо одерживаем победу. И чаще мы побеждаем.

  • Искусство дает возможность человеку через сопереживание фиктивно создавать героические поступки, фиктивно проходить через великие душевные потрясения.
  • Заграница - это как бы университет и зачет на выбор классовой позиции человека. Видел все там - от миллионера до нищего. Воочию - буржуазный строй. Заграница может работать двояко.
  • Моим художественным принципом было и остается не интуитивное творчество, а рациональное, конструктивное построение воздействующих элементов; воздействие должно быть проанализировано и рассчитано заранее, это самое важное.

Новости партнеров



Читайте также