Списки живых доноров в России могут расширить. Что говорят врачи

Фото: Царьград.
Главный внештатный трансплантолог министерства здравоохранения Челябинской области Александр Полторак уверен: инициатива эффекта не принесёт.

В России очередь на трансплантацию жизненно важных органов насчитывает тысячи строк. И с каждым годом ожидающих операции по пересадке все больше, несмотря на то, что и перечень медицинских центров, практикующих трансплантологию, становится все объёмнее.

Многие не доживают

Предприниматель и автор проекта "20 идей по развитию России" Дмитрий Давыдов считает:

Круг живых доноров, которые готовы спасать других людей, нужно расширять. Многие до операции не доживают.

Самая распространённая операция в трансплантологии — это пересадка почки, парного органа. Или — части печени. Этот орган способен восстанавливаться.

В России живым донором может быть только родственник пациента (родитель, брат или сестра и пр.). Действующее ограничение сужает круг потенциальных доноров, указывает автор идеи.

Муж — жене, жена — мужу

На Западе разрешена пересадка донорских органов, например, мужу или другу. Донор, желающий поделиться здоровьем с нуждающимися, может пожертвовать почку в центр трансплантологии, который сам определяет пациента.

В странах, где разрешена трансплантация от неродственного донора, есть этический комитет, проверяющий, что донор ни в коем случае не продает свой орган, а отдает его, руководствуясь гуманными побуждениями, чтобы спасти жизнь человека,

— пишет Давыдов.

Автор идеи подчёркивает, что в нашей стране строгие законы и действует многоуровневая система учреждений трансплантологии. Потому сфера декриминализирована.

Потому можно внедрить изменения без рисков столкнуться с принуждением, давлением на потенциальных доноров и трансплантацией ради коммерческой выгоды.

Донорами Давыдов предлагает сделать:

— супругов, состоящих в браке от года и более;

— граждан, не состоящих в браке, но имеющих общего ребёнка;

— родители и их приёмные дети;

Мощности есть

На базе Челябинской областной клинической больницы действует центр трансплантологии. В 2009 году здесь провели первую пересадку почки под руководством врача-хирурга Евгения Полторака.

С тех пор проведены десятки пересадок парного органа. В работе центра задействовано более 15 клинических и параклинических отделений ЧОКБ. Опыт трансплантации почки позволил внедрить технологии и на другие направления хирургии.

В июне 2021 года жительнице Верхнего Уфалея пересадили печень.

В сентябре прошлого года жителю Аргаяша в Центре пересадили донорское сердце.

Идея не имеет смысла

По мнению главного внештатного трансплантолога министерства здравоохранения Челябинской области Александра Полторака, менять положения действующего федерального закона о трансплантологии нецелесообразно:

Донор должен быть именно кровным родственником реципиенту, чтобы подойти ему иммунологически. И у связанных генетически процент совмещения — не более 50 %. Если донор будет неродственным, пропадает всякий смысл процедуры.

По мнению Полторака, лучше развивать посмертно донорство: у нас огромное количество возможностей для этого. По закону о трансплантации, в России действует презумпция умолчания. Исключение — запрет, который оформлен человеком или родственником на момент изъятия органов.

В листе ожидания трансплантации почки в Челябинской области — более 200 человек. На 2020 год в регионе всего 10 квот.

Уважаемые читатели Царьграда!

Если вам есть чем поделиться с редакцией "Царьград Южный Урал", присылайте свои наблюдения, новости: ural-grad@mail.ru Присоединяйтесь к нам в соцсети ВКонтакте

Новости партнеров



Читайте также