"Не смог победить за два месяца - договаривайся": Почему США так и не научили Киев главному принципу ведения гражданской войны
За пять лет, которые Киев ведет на востоке Украины свою "силовую операцию", пытаясь сломить дух непокорного региона, каждый город, городок или посёлок Донбасса смог вписать свою страницу в новую историю - страницу мужества и силы духа. Героями становились обычные люди, для которых всё теперь поделилось на "раньше" и "теперь". Это годы сражений, бессонных ночей и постоянных обстрелов - Киев не оставляет надежду вернуть мятежный регион под свою власть силой.
Четыре года назад в Дебальцево произошло сражение, во многом изменившее ход противостояния двух сторон в Донбассе. Тогда армии молодых донбасских республик смогли загнать в очередной котел и разгромить группировку "С" украинских силовиков.
Для армии Украины Дебальцевский котёл стал третьим по счёту и самым крупным по потерям. Именно после этого сражения ВСУ отказались от активной наступательной тактики боёв, переведя её в позиционную.
А армии ополчения Донецкой и Луганской народных республик смогли "срезать" выступ между Комиссаровкой и Горловкой, где ВСУ запланировали наступление, которое должно было разделить ДНР и ЛНР. Кроме того, эти позиции были очень удобны для ведения обстрелов по городам Донбасса.
К февралю 2015 ополчение уже успело размолотить под Металлистом батальон "Айдар", уже отстояли аэропорты в Луганске и Донецке, а в котлах при Изварино и Иловайском силовиков просто крошили, как оловянных солдатиков, правда, совсем не стойких.
Так что для ВСУ сохранение контроля над Дебальцево было не только важным с боевой точки зрения, но и возможностью хоть как-то реабилитироваться в газах постмайданной общественности.
Стратегическое значение Дебальцево, которое было занято украинскими военными в ходе силовой операции летом 2014 года, всегда было очень важным. Здесь находится один из крупнейших железнодорожных узлов не только Донбасса, но и Украины в целом. Если бы Дебальцево осталось под контролем украинских силовиков, очень сложно было бы налаживать связь между республиками Донбасса.
Сдавать город без боя ВСУ, ещё не оправившиеся после Иловайска, не собирались. И хотя в это время уже начали действовать Минские соглашения, одним из пунктов которых был отвод тяжёлой военной техники и вооружения с так называемой Дебальцевской дуги, здесь ничего в этом смысле не изменилось.
Украинские военные просто игнорировали договорённости. Собственно, это происходит и по сей день. Вокруг Дебальцево ВСУ имели достаточно артиллерии, чтобы поддержать огнём все опорные пункты на подступах к городу.
Так что сражение за Дебальцево для ополчения было совсем не лёгким. По воспоминаниям участников событий тех февральских дней, обстрел ВСУ вели мощный. В дело шли не только миномёты, но артиллерийские самоходки, и "Грады". Терять Дебальцево было настолько досадно для украинского командования, что снарядов вообще не жалели.
Тем не менее к 9 февраля, после того как ополчение отрезало для ВСУ пути для снабжения, группировка АТО оказалась в окружении, причём в том самом "кармане", который сами же и создали в конце 2014 года. Котёл, в котором оказались почти 3000 украинских солдат, замкнулся.
К слову, командование республик было готово предоставить украинским войскам коридоры для выхода из котла, если они оставят оружие и технику. Однако некоторые командиры решили идти на прорыв.
А в это время пресса Украины торжественно сообщала о "победе ВСУ" под Дебальцево. Главнокомандующий Пётр Порошенко котла не видел вообще. По его словам, "вывод войск был организованным", в то время как многие украинские военные части были просто разгромлены наголову.
В конце февраля в Минобороны Украины сообщили о том, что в боях за Дебальцево погибло 179 украинских военнослужащих. Остальные, а их было больше полутора тысяч, были списаны как "пропавшие без вести".
После ухода ВСУ ополчению досталось огромное количество военной техники, в том числе множество танков, почти не требующих ремонта, а также бронемашины и грузовики с незначительными повреждениями.
Конечно, большими были потери и со стороны вооружённых сил ДНР и ЛНР. Погибло много хороших парней, прошедших немало сражений. О них в народных республиках Донбасса помнят, их память чтят. Получил серьёзное ранение во время этих боёв и Батя - глава ДНР Александр Захарченко, погибший в августе 2018 года.
Говорят, что у американских военных существует правило: если сепаратисты выстояли против центральной власти более 2 месяцев, с ними придётся договариваться. Но это именно то, чему так и не научился Киев у своих "патронов".