Свечников, Усольцевы, Наговицына: что их объединяет. Самые громкие пропажи года
Двое мужчин, две женщины, один ребенок и одна собачка. Истории их исчезновения и – возможно – гибели до сих пор не дают покоя. Три таинственные истории произошли в течение полутора месяцев. Сначала, 12 августа, в горах осталась Наталья Наговицина. Затем, 24 августа, пропал Николай Свечников. И, в конце концов, 28 сентября бесследно исчезла целая семья – Сергей, Ирина и Арина Усольцевы. Три трагедии тесно переплелись с загадочным и необъяснимым.
Семья Усольцевых: тайга, деньги и версия о секте
28 сентября Сергей Усольцев с женой Ириной, пятилетней дочерью и собакой отправились на прогулку в Кутурчинское Белогорье под Красноярском. Они оставили машину на краю посёлка и отправились к горе Буратинка.
Обратно в поселок до наступления темноты они не вернулись. Вскоре погода испортилась, повалил снег, заметая следы. Полномасштабные поиски начались лишь 2 октября. Сотни человек – от профессиональных спасателей до волонтеров – искали их почти две недели. Но не обнаружили вообще никаких следов пребывания Усольцевых в тайне.
История обрастала странными деталями. В машине нашли крупную сумму денег, а журналисты выяснили, что завод Усольцева получил госгранты, по которым скоро надо было отчитываться. Пошли слухи вплоть до шпионажа. Более того, нашлись очевидцы, якобы видевшие Усольцевых за границей.
ФОТО: коллаж Царьграда
Позже выяснилось, что последний сигнал телефона Сергея был с района «Минская петля» — именно туда, по словам Ирины, они и направлялись. Почему же там сразу не искали?
В январе 2026-го неожиданную версию высказал знакомый Усольцева, медик Валентин Дегтярёв. Он заявил, что Сергей состоял в общине неопятидесятников и был «пастором».
Дегтярёв вспомнил его странную фразу:
«Погибшие в горах будут жить вечно».
А еще он говорил об интересе Усольцева к перевалу Дятлова и тому, что, согласно легендам, умерший в горах обязательно переродится.
Впрочем, Дегтярев полагает, что произошёл «фамилицид» — убийство семьи с последующим самоубийством главы семейства. Тела, считает он, найдут весной. Следствие же не сбрасывает со счетов ни несчастный случай, ни криминал.
Николай Свечников: заплыв, который не закончился
24 августа 2025 года 29-летний московский спортсмен Николай Свечников принял участие в массовом заплыве через Босфор и пропал. Он стал единственным из 2900 человек, кто не пересёк финишную черту. Более того, как утверждают некоторые источники, на его исчезновение могли обратить внимание лишь спустя десять часов после завершения соревнований.
Организаторы парировали эти обвинения, заявив, что у всех участников, включая Свечникова, были специальные браслеты для контроля. Однако чемпион мира по плаванию на открытой воде Алексей Акатьев раскритиковал эту систему.
«Все спортсмены надевают чипы, которые срабатывают при прохождении через контур... То есть лежа на берегу он подавать сигнал не может», — пояснил Акатьев, отметив, что устройство не предназначено для поиска людей в воде.
По версии эксперта, Свечников мог почувствовать себя плохо, сбиться с курса и утонуть. Эту догадку косвенно подтверждает свидетельство турецкого спортсмена-любителя Хаяти Шамильоглу. В интервью газете Milliyet он рассказал, что видел в середине пролива россиянина, плывущего в неправильном направлении. «Он направился ко мне, плыл быстрее меня... Когда он приблизился, я сказал ему, что он не туда плывёт», — цитирует издание Шамильоглу. После этого, по его словам, Свечников скорректировал курс.
Активные поиски начались, когда жена пропавшего, оставив дома грудного ребёнка, прилетела в Стамбул. История быстро обросла самыми невероятными версиями — от намеренного побега спортсмена до нападения мифического морского змея по имени Блэки.
«Блэки, бывает, заходит из Чёрного в Эгейское море. Так что вполне мог и он быть», — заявил в беседе с aif.ru океанолог Анатолий Таврический, сославшись на древние легенды.
На сегодняшний день Николай Свечников не найден. Его мать и брат настаивают на возбуждении уголовного дела в отношении организаторов заплыва и требуют восстановить полную хронологию событий того дня.
Наталья Наговицина: неделя надежды на краю пропасти
Трагедия на пике Победы (Кыргызстан) в августе 2025-го потрясла весь мир. 12-го числа альпинистка Наталья Наговицина при спуске с вершины сорвалась и, предположительно, сломала ногу. Её напарник Роман Мокринский помог ей добраться до укрытия и ушёл за помощью в штурмовой лагерь. Другие участники группы — итальянец Лука Синигалья и немец Гюнтер Зигмунд — принесли Наталье палатку и снаряжение, но из-за шторма сами едва выжили. На обратном пути Лука погиб от отёка мозга.
Попытки спасти альпинистку напоминали сюжет триллера. Первый спасотряд едва не разбился на вертолёте. Второй, в котором был травмированный гид Виталий Акимов, вынужден был вернуться с высоты 6100 метров.
19 августа оператор дрона Андрей Маглеванный (@MAGA_FPV) снял, как Наталья, уже неделю находившаяся на высоте 7200 метров, машет рукой из палатки. Эти кадры облетели мир и дали надежду.
Но погода окончательно испортилась. 23 августа операцию приостановили. Итальянские спасатели так и не смогли подняться в воздух. 2 сентября дрон Маглеванного снова снял палатку — признаков жизни уже не было. Несмотря на очевидность финала, официально Наталья и сегодня числится пропавшей без вести. Её тело планируют эвакуировать весной. Если это получится. Ведь известно, что горы неохотно возвращают тех, кого забрали.
Сама она когда-то говорила, что остаться в горах — честь для альпиниста.
Все три истории объединяется таинственность и невероятное стечение обстоятельств.
Почему ни одна из групп так и не смогла пробиться к Наталье Наговициной? Сколько времени альпинистка ждала помощи, понимая, что, скорее всего, к ней никто не придет?
Куда мог пропасть Николай Свечников и почему до сих пор его не нашли?
Где сейчас семья Усольцевых? Покоится на дне одного из шурфов или отдыхает на берегу океана за границей?
Три трагедии, которые спустя пять месяцев продолжают будоражить умы обывателей и заставляют искать ответы на один общий вопрос: есть ли у родных и близких пропавших шансы вновь увидеть их? Смогут ли они хотя бы проститься с останками?