Гениально! Программу по переселению из аварийного жилья свернули. А стране НАТО подарим 2 триллиона. Гурулёв сказал правду

Коллаж Царьграда
Снова незаметно для всех в высоких кабинетах втихомолку тратят сотни миллиардов рублей на сомнительные зарубежные проекты, попутно сворачивая важнейшие для собственного населения начинания. В России приостановлена федеральная программа расселения граждан из аварийного жилья – и тут же нашлись 720 млрд рублей, чтобы достроить АЭС для Турции. "Никогда такого не было – и вот опять".

Вот так "новогодний подарок"

Депутат Госдумы Андрей Гурулёв в своём ТГ-канале ответил на вопросы жителей Забайкальского края. Одним из болезненных пунктов, интересовавших жителей региона, от которого генерал Гурулёв и был избран в Госдуму, стало состояние системы ЖКХ и жилищного фонда.

"Грабёж на тарифах ЖКХ". "Позорная правда" прозвучала в прямом эфире – Путин в курсе. Стыдно стало всей стране

Отвечая на вопрос, казалось бы, сугубо местного, регионального значения о перспективах расселения жилых объектов в аварийном состоянии, Андрей Викторович озвучил информацию, важную для жителей всей страны:

Федеральная программа по аварийному жилью с началом СВО, если откровенно, приостановлена. Сейчас сказать, что завтра мы всё аварийное жильё поставим, было бы неправдой. Пока мы немножко не вздохнём после СВО, пока какие-то деньги не появятся, мы эту тему вообще не продавим…

Депутат Госдумы сообщил неприятные новости. Скриншот поста из ТГ-канала Андрея Гурулёва

С формальной точки зрения говорить о приостановке федеральной программы пока преждевременно: в декабре 2025-го в правительстве начали рассматривать предложение о переносе сроков реализации проекта расселения жильцов-аварийщиков (изначальный срок программы – до 2030 года). То есть в настоящее время вопрос на стадии рассмотрения, решение о заморозке программы ещё не озвучено.

Однако тенденция сокращения бюджетного дефицита очевидна – в условиях СВО и западных санкций денег на всё не хватает. Страдают в этой ситуации и подобные важнейшие проекты.

Сотням тысяч граждан придётся ещё пожить в аварийных домах

Федеральная программа расселения аварийного жилого фонда с 2025-го входит в структуру национального проекта "Инфраструктура для жизни".

Программа рассчитана до 2030 года – за пять с лишним лет планировалось обеспечить жильём почти 350 тысяч человек, на текущий момент проживающих в аварийном жилищном фонде площадью более 6,2 млн кв.м.

Очередной национальный проект в России сокращается – и ситуация с аварийным жильём лучше не станет. Скриншот: интернет-сайт government.ru

Ещё в 2024-м правительством были озвучены впечатляющие цифры: общая площадь "аварийки" оценивалась в 20 млн кв.м, общая стоимость расселения жителей этих домов составляла, по примерным расчётам, свыше 2 трлн рублей.

Власти планировали решать эту проблему поэтапно – и федеральная программа, охватывавшая примерно треть этого объёма (6,2 млн "квадратов") к 2030 году, была первым шагом. Теперь, судя по всему, этот шаг откладывается на неопределённый срок. До лучших времён.

Все статьи бюджета равны – но некоторые "равнее"

Но некоторые деньги из бюджета получают здесь и сейчас. На проекты, целесообразность и перспективы которых с точки зрения интересов жителей России и её национальной безопасности сегодня, в условиях СВО, выглядят всё более сомнительными.

С 2018 года мы строим АЭС "Аккую" в провинции Мерсин на юге Турции. Первоначальное соглашение о строительстве было достигнуто ещё в 2010-м, однако ввиду западных санкций против России реализация затянулась.

В самом конце 2025-го стало известно, что, судя по всему, в наступившем году на АЭС начнётся выработка электроэнергии, а полностью "Аккую" вступит в строй к концу 2028-го. Россия выделила на проект на 2026-2027 годы необходимое финансирование в объёме 9 млрд долларов (около 720 млрд рублей).

Кстати, да, – любопытно следующее. О том, что у России в крайне непростых условиях проведения СВО нашлись свободные сотни миллиардов рублей, сообщили не мы, а министр энергетики и природных ресурсов Турции Алпарслан Байрактар:

Скриншот: интернет-сайт haber7.com (автоперевод)

Особое внимание он уделил тому, что Турция планирует развивать свою атомную энергетику не только в сотрудничестве с Россией, но и за счёт запусков совместных проектов с США, Китаем и Южной Кореей.

"В уме не укладывается": Россия сама платила Турции, чтобы строить АЭС? Пинчук задал неудобный вопрос

Это вам не газировку в магазине покупать…

В чём интерес Турции использовать русские мозги и технологии для развития атомной энергетики, местные политики не скрывают:

Скриншот: интернет-сайт hurriyet.com.tr

И именно сотрудничество с русскими министр обозначает как ключевой элемент будущего Турции как "атомной державы". При строительстве АЭС "Аккую", по словам Байрактара, местная локализация строительных работ уже превысила 50%. А значит, в будущем эти наработки пригодятся при строительстве новых электростанций в Турции.

Более широкие, стратегические замыслы Турции, связанные с АЭС "Аккую", лаконично, но красноречиво обозначил президент страны Реджеп Эрдоган:

Покупка энергоресурсов на мировом рынке не похожа на покупку газировки в продуктовом магазине. Зависимость от одного поставщика несёт в себе серьёзные риски. В начале войны между Россией и Украиной наши европейские друзья испытали на себе тяготы этой ситуации. У нас проблем не было. В сфере ядерной энергии Турция стремится на новый уровень. Очень скоро мы получим первый электрический ток с АЭС "Аккую".

Надо радоваться, что благодаря России зарабатывают

И вот главный для нас вопрос: а самой России строительство АЭС в Турции для чего? Что это нам даёт? Какие такие выгоды сулит, что ради них мы готовы отказаться от той же программы расселения сотен тысяч людей из аварийного жилья?

Для полноты картины: летом 2024 года стало известно, что общая стоимость проекта АЭС "Аккую" составляет 24-25 млрд долларов (почти 2 трлн рублей). Одновременно прозвучало признание: Турция на тот момент ничего не вложила в строительство, Россия за всё платила сама.

С тех пор информации о том, что турки начали платить за строительство АЭС, не поступало.

Что ещё? Турция – член НАТО. Поставляла оружие для ВСУ. Наращивает влияние в зоне наших интересов на Южном Кавказе. Строит планы создания "Великого Турана". Где наша выгода? Может, расчёт на то, что Анкара станет противовесом в противостоянии с Европой?

Всем нужны деньги России. Всем, кроме русских?

И это отнюдь не исключение – вызывающих вопросы вложений России в зарубежные страны предостаточно.

Так, отечественные нефтяные компании активно участвовали в разработке нефтяных месторождений в Ираке. В стране, которая после американской интервенции продолжает оставаться зоной военно-политической турбулентности, например, активно работала компания "Лукойл", выкупившая 75% проекта по добыче нефти на иракском месторождении Западная Курна – 2.

И вроде бы до 2025 года всё было неплохо – компания зарабатывала на иракском проекте почти 50 млрд рублей ежегодно. Но осенью прошлого года случились американские санкции против "Лукойла" – и сначала иракские власти заговорили о выкупе доли нашей компании (разумеется, ниже рыночной стоимости). А когда операция США в Венесуэле показала, что Трамп не шутит и готов применять силу, иракское правительство, согласно сообщениям СМИ, решило и вовсе национализировать проект Западная Курна – 2.

Формально, конечно, заявляют, что в течение года будут вестись поиски покупатели для доли "Лукойла" – но фактически русских оставили ни с чем.

И снова вопрос: а стоило нашему бизнесу активно вкладываться в страну со столь специфической политической позицией? Больше некуда инвестировать? А если попробовать вложить деньги в собственную экономику?

"Вентиль" для избранных: Что стоит за рекордным ростом цен на "коммуналку". Кто наживается на нашем газе, заставляя русских платить больше за ЖКХ

Со странами, которые считались (и отчасти считаются до сих пор) партнёрами и даже союзниками России, ситуация с затратами на "дружбу" также весьма неоднозначная.

Можно в этом контексте вспомнить вложения в Сирию (что с теми проектами? пустят нас туда теперь? впрочем, хоть военные базы вроде бы оставили, и то хорошо). И о Венесуэле, которая фактически перешла под контроль нашего геополитического противника – США, не нужно забывать. За последние 20 лет Россия выделила ей кредитов на 17 млрд долларов. При этом с 2017-го южноамериканская страна находится в состоянии дефолта по внешним обязательствам – то есть надежды вернуть вложенные русские деньги и так были призрачные. А после похищения Мадуро американцами, которым явно помогли венесуэльские элиты, с этими деньгами, видимо, можно попрощаться окончательно.

И с Ираном не всё хорошо. После военного конфликта с Израилем и США (июнь 2025-го) и особенно после начала "тегеранского майдана" в последние недели (сообщается, что их погасили – но на каких условиях?) весьма туманны перспективы иранской государственности. Без сомнения, сотрудничество с Ираном отвечало и отвечает экономическим и геополитическим интересам России – однако что мы сделали для того, чтобы защитить свои вложения в Тегеран?

Вспомним, что Россия стала особенно активно инвестировать в Иран именно в последние годы. Так, после возвращения Крыма в родную гавань и первых западных антирусских санкций мы в конце 2015-го выделили Тегерану кредит в 7 млрд долларов (5 млрд непосредственно из госбюджета). А уже после начала СВО наша страна и вовсе стала главным иностранным инвестором Ирана, к 2023 году вложив 2,7 млрд долларов в разработку местных нефтяных месторождений. Взамен тоже получили немало, впрочем. За технологии БПЛА – отдельное спасибо. "Герани" стали реальным прорывом в спецоперации. Но всё равно встаёт вопрос о дальнейших перспективах, если говорить о долгосрочном планировании.

Здесь как раз таки возникают вопросы к тем стратегам, которые убеждают высшее военно-политическое руководство России в необходимости тех или иных инвестиций в режимы, союзников и международные проекты. Надо усиливать влияние? Безусловно. Но одно дело просто отдать деньги на что-то важное, показав щедрость русской души, и совсем другое – получить с этого дивиденды, политические и экономические прежде всего. Смогли мы в этом смысле предпринять соответствующие шаги, просчитать на много шагов вперёд свои партии – в Сирии, Венесуэле, Иране, Ираке? А самый наглядный пример, к слову, – вот он, перед глазами. Украина. Как так вышло, что Запад обыграл нас на нашем же фактически поле? И кто за это ответит?

Секрет Козака раскрыт. Чего не простил Путин ближайшему соратнику? Последний план рухнул

А про инвестиции в среднеазиатские республики нужно говорить? Или это само собой разумеется?

Что с того?

На фоне как странного альтруизма в отношении весьма специфических партнёров и "союзников", так и финансирования проектов в той же Турции всё чаще возникает недоумение – что за этим скрывается? Что стоит за подобными лоббируемыми перед руководством страны решениями – вопиющая безалаберность или заоблачно "гениальный" расчёт?

Между тем жертвами "гениальных схем" становятся программы, от которых напрямую зависит благосостояние граждан России. Стоимость строительства АЭС "Аккую" составляет примерно 2 трлн рублей – столько же, во сколько эксперты правительства оценивают расселение 20 млн кв.м аварийного жилья.

И даже сейчас, накануне четвёртой годовщины СВО, когда в бюджете нет ни одного лишнего рубля, люди с соответствующими полномочиями предпочитают тратить сотни миллиардов на станцию для Турции, а не на благо жителей России.

Неужели горький урок с конфискованными зарубежными активами России никого ничему не научил?

Новости партнеров



Читайте также