Гражданское общество отстояло старинные дома в Боровске
В небольшом городке Боровск Калужской области недавно случился громкий переполох. Местные власти объявили о решении снести 17 старинных домов 19-го и начала 20-го веков. Мотивировали это ужасным техническим состоянием этих построек. Однако сама по себе новость о сносе сразу 17 исторических объектов, в каком бы состоянии они ни находились, - неслыханная дерзость против русской истории и градостроительства. Снос одной только какой-либо усадебки или деревянного дома - что в Москве, что в регионе - вызывает общественный резонанс и взрыв недовольства, как это недавно произошло в Калуге. А тут сразу столько!
Обозреватель Царьграда вместе с оператором телеканала отправились в старинный Боровск. Во-первых, для того, чтобы своими глазами увидеть всё на месте. А, во-вторых, что уж там говорить, сделать всё возможное для того, чтобы наше культурное наследие не предавалось разрушениям ради любых, даже, якобы, благих целей.
Боровск: город Циолковского, Овчинникова и старообрядчества
Боровская крепость впервые была упомянута в духовной грамоте великого князя Ивана Красного в 1358 году. Однако найденные на Боровском городище древние артефакты позволяют утверждать местным краеведам, что русское поселение существовало здесь с XI века. Боровск был одним из бастионов в борьбе со степняками и многими врагами, наступавшими на нашу землю.
В 1812 году город был практически полностью разорен войсками Наполеона, а сам он остановился в доме богатого местного купца на сутки. Теперь двухэтажный жилой дом называют не иначе как «Домом Наполеона», и он ни под какой снос не только не попадает, но и является примером удачного восстановления.
«Едем по России». Вологда
В середине XV века Пафнутий Боровский основал на окраине города крупный культурно-религиозный центр Московского государства — Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, который ныне является визитной карточкой туристического и религиозного Боровска. Здесь же происходит одна из трагедий русского старообрядчества. В Боровске находился в заключении протопоп Аввакум, а боярыня Морозова содержалась в земляной яме в верхнем городе, на высоком холме, там, где сейчас стоит районная администрация.
До революции Боровск был замечательным симпатичным городком, довольно обеспеченным, с добротными каменными и деревянно-каменными домами. Своего расцвета он достиг в 18 - 19-м веке, что доказывают многочисленные хорошо сохранившиеся дома местных купцов, крестьян и промышленников.
После революции Боровск разделил судьбу многих таких поселений. Из зажиточно-купеческого стал рабочим - с фабриками и заводами. Старинное очарование этого городка стало ветшать, терять свою милую привлекательность. В купеческие особняки, словно сельдей в бочку, набили новых жильцов, превратив памятники архитектуры в общаги и заводские конторы. Церкви посносили и разорили.
Сейчас в Боровске осталось лишь 15% того, что было. Старообрядческие и храмы Русской Православной Церкви постепенно восстанавливают, а монастырь и вовсе находится в отличном состоянии.
Дополнительную славу городу принес Константин Циолковский, отец русского космоса, который трудился в Боровске с 1880-го по 1892-й год простым учителем. А в 21-м веке сонный и пришедший в захолустное состояние городок Калужской области оживил простой русский человек Владимир Овчинников. Не будучи профессиональным художником, он обрел этот дар и разрисовал половину городских домов сценами быта, военных подвигов и общественной жизни Боровска в средние века и в 19 веке.
Из туристических городов России начнут делать образцовый Парк Горького
Благодаря Овчинникову ничем не примечательный для туристов городок, где не было ни кафе, ни гостиниц, стал популярен у любителей внутреннего туризма. Сюда зачастили путешественники, а местные краеведы, воспользовавшись благоприятным моментом, принялись воссоздавать историю города, открыли музеи, проложили туристические маршруты. Местные власти поддержали внезапно ставшую популярной идею туризма и в меру сил старались помочь.
Рисовал Овчинников на домах в основном исторических, 18-го и 19-го веков. И вот старинная архитектура неожиданно оказалась в опасности.
Исторический Боровск без исторического статуса
На просьбу встретиться и дать интервью мэр Боровска Михаил Климов согласился сразу. Мы отправились к тем постройкам, которые вошли в злосчастный список 17 домов, приговоренных к сносу. Климов показывает нам здание по адресу Володарского, 11. Мэр должен убедить нас и общество, что данное сооружение опасно для окружающих. Дом расселен, причем по государственной же программе расселения жителей из ветхого жилья.
Задаю вопрос: ну хорошо, дом ветхий, без окон, но поскольку он 19-го века, его стоит сохранить, отреставрировать или хотя бы законсервировать. Привожу в пример Переславль-Залесский, где у города нет денег на реставрацию деревянных домов 18-го и 19-го веков, но так как эти объекты имеют статус культурного наследия, их не трогают. Ждут денег или желания частных инвесторов.
Привожу в пример еще и Вологду, где старинные дома, объективно не пригодные к проживанию, восстанавливают, красят, укрепляют. Но стоят такие дома просто на радость туристам – люди там не живут и свет в окнах по вечерам не горит.
Боровск не Москва, спрос на такие дома от частников, мягко говоря, невелик. Я готов отдать этот дом любому человеку, если он восстановит по чертежам его в том виде, в котором построили. Готов – рубль за квадратный метр, забирайте прямо завтра!
- пообещал Климов.
Плес — выездная Рублевка Ивановской области
С мэром спорит представитель Архнадзора Никита Иноземцев, который присоединяется к нашей беседе. Спор идет жаркий, но корректный, и что немаловажно – на камеру Царьграда. Иноземцев доказывает, что снос данного конкретного дома - это преступление против истории. Климов говорит, что выселенное жилье, лишенное коммуникаций и газоснабжения, опасно для окружающих и может развалиться в любой момент. Обозреватель Царьграда отмечает, что в 19-м веке строили на совесть, фундамент каменный, а здание вполне может быть законсервировано, да и в будущем стать достопримечательностью города.
Мэр подчеркнул: весь бюджет Боровска - 67 миллионов рублей, и шикуй на них сколько хочешь. С другой стороны, идет в ход аргумент, что исторические дома, да еще и имеющие элементы памятника культуры, должны находиться под защитой государства.
Однако в ходе нашего диалога выясняется удивительная деталь – исторический город Боровск не является таковым по официальному статусу. В начале 21-го века Боровск обладал таким статусом, но в 2007 году по чьему-то велению был его лишен! Феноменальное раздолбайство - или кто-то хотел на исторической земле построить особняки богатеев, спрашиваю Климова? Он смеется: город только-только стал оживать за счет понастроенных вокруг и по области иностранных сборочных заводов. В нескольких километрах от Боровска стоят огромный завод компании «Самсунг» и НЛМК, металлургический комбинат, а также еще пять больших производств. Все дачи обеспеченных москвичей находятся в основном на окраинах города и за рекой, в симпатичном райончике. Сносить для этого центр города не требовалось тогда, да и сейчас.
Кинешма - Юрьевец: Из упадка с надеждой на возрождение
Мы спорим, и аргументы всех троих кажутся убедительными. Мэр тоже довольно логичен. Да и ведет себя куда более достойно, чем многие его коллеги. Корректен, оперирует цифрами, а главное подтверждает – любой из приговоренных домов можно выкупить и сделать в нем что угодно, хоть отель, хоть пивную, хоть сам заселяйся. Но желающих нет.
Истина же где-то посередине – прямо на той же улице Володарского уже снесли два дома, а наискосок от них построили современные трехэтажные дома – в них и заселили тех, кото выселили из ветхих староделов.
С одной стороны, государство платит за расселение. Дает людям новое жилье. С другой стороны, государство же фактически плюет на исторические дома: город-то в реестр исторических поселений не внесен. И в этом причины возникшего в Боровске скандала.
Общественное мнение заставило власти Боровска пойти на уступки
Дискуссия с улиц Боровска перенеслась между тем в кабинеты местных властей. Михаил Климов пригласил нас на встречу с активистами Архнадзора и местными краеведами. Там в дело вступила тяжелая артиллерия в лице координатора Архнадзора Рустэма Рахматуллина, который с цифрами в руках и планами по каждому «приговоренному» дому обосновывал, что данные объекты сносить нельзя.
Власть реагировала более чем адекватно: мэр прямо с совещания позвонил организаторам сноса одного из домов и остановил процесс. Более трех часов дискуссии завершились резолюцией: из 17 домов под снос попадают 5 наиболее ветхих и не содержащих исторической ценности объектов. По остальным домам проводится либо консервация, либо дела по ним направляются в доработку по линии Минкультуры и Архнадзора. Согласно итоговому коммюнике, в ближайшую субботу мэрия и активисты из Москвы и Боровска наденут казенные перчатки и казенными молотками пойдут забивать фанерой и другими материалами законсервированные дома. Причем для москвичей время начала боровского субботника специально перенесли на 12 часов, чтобы они успели по пробкам добраться сюда.
Предварительная, но победа. Причем, наверное, обеих сторон.
Дунилово и Шуя: Восстающие из ада 90-х
У нас принято во всем ругать власть. Мэр Боровска нам ничего не должен, как и мы ему. Но как же приятно видеть адекватного представителя власти, который – понятное дело, благодаря шуму прессы и общественников - принял все аргументы за и против и согласился с мнением общества. Гражданского, кстати, общества, про которое либералы говорят, что его нет.
После окончания мероприятия мы перекинулись парой слов с активистами. Они были сдержанны в эмоциях. Говорили, что на местах власти часто говорили одно, а делали другое, обманывали. Хотелось бы верить, что такого не произойдет.
А по городу тем временем перемещались съемочные группы либеральных СМИ. Приехали «Дождь» и «Радио Свобода». Кому, как не им, озаботиться состоянием русской истории? Можно представить, какие сюжеты снимут эти телеканалы. Впрочем, отсутствие федеральных каналов тоже плохо. Уж их-то эта история, да еще с таким концом, могла бы точно заинтересовать.