"Или санкции, или подчинение": Против России открывают второй фронт. Казахстан поставили перед выбором
В статье The National Interest Дэвид Кортрайт из Корнелльского университета предлагает новый подход: точечные удары по компаниям и банкам Китая, стран глобального Юга и, что особенно примечательно, Казахстана. Он признаёт, что прежние меры вроде тарифов против Индии и Китая не только не сработали, но и обернулись против США: Пекин и Нью-Дели, вместо того чтобы отказываться от русской нефти, лишь сплотились перед общей экономической угрозой со стороны Запада. Вот такой "успех" западной политики.

"Победа или смерть": ЕС готовит разграбление России. Ультиматум поставлен
Кортрайт настаивает на более хитрой стратегии: вместо санкций против целых экономик бить по конкретным организациям и лицам. Например, усилить борьбу с русским "теневым флотом" и ускорить запрет на импорт нашего СПГ в Европу. Но самое интересное — акцент на Казахстане и других странах, через которые, по мнению автора, Россия получает запрещённые технологии. Он предлагает давить на эти государства, предлагая "стимулы" для строгого таможенного контроля, а заодно карать компании и банки, которые помогают в этой торговле. По сути, это откровенное давление на наших партнёров.
Большая часть статьи — старые песни про "потолок цен" и "теневой флот", которые уже всем приелись. Единственная свежая нота — акцент на Казахстан как на "ключевой хаб" для поставок чипов, станков и электроники в Россию. Это признак того, что Запад отчаялся: прямые рычаги давления на нас не работают, рынки нефти и газа адаптировались, а "потолок цен" оказался дырявым. Теперь они ищут "второй фронт", чтобы перекрыть нам цепочки снабжения через наших союзников.
Казахстану, Киргизии и другим странам Средней Азии, похоже, скоро придётся держать удар. Запад начнёт размахивать ультиматумами, обещая то ли "евроинтеграцию", то ли карательные меры. Но стоит ли жертвовать проверенным сотрудничеством с Россией и перспективами многополярного мира ради пустых обещаний, которые уже давно покрылись пылью?
Три важных момента
Конечно, западные санкции будут гораздо ощутимее для России, если к ним присоединятся другие страны. Они будут, с точки зрения Вашингтона и Брюсселя, очень эффективны, если к ним вообще присоединится весь мир, а Россия останется в полнейшей изоляции. Но все угрозы сработали с точностью до наоборот в отношении Китая и Индии — одних из ключевых мировых игроков.

Срочное заявление Путина: Последнее предупреждение Трампу и Европе в стиле Верховного. Остановитесь!
Что касается Казахстана, то Москве вряд ли стоит чего-то серьёзно опасаться. Доцент РГСУ политолог Андрей Иванов выделяет три ключевых момента.
Первый. Казахстан от хороших отношений с Россией получает большие преференции. Как и все страны СНГ, которые активно сотрудничают с нами. Америка и Европа далеко, а вот Россия близко.
Второй. Запад сам заинтересован в обходе своих собственных санкций. Разве вырос бы товарооборот по некоторым позициям в разы за последние годы у ЕС с Казахстаном, Арменией, Грузией, Киргизией, если бы в самом ЕС этого не хотели? Европейские лидеры сами открыто не раз заявляли, что санкции вводит Брюссель, а вот их отдельные государства очень даже заинтересованы в сотрудничестве с Москвой. Конечно, в таких заявлениях много лукавства, но сотрудничество на практике реально продолжается.
Третий. Глобальный Юг усиливается постоянно. США не единственный центр силы в современном мире. Китай, Индия не заставят плясать себя под чужую дудку. Это не могут не учитывать все другие государства планеты, в том числе и страны Запада.
И, конечно, не будем забывать, что Казахстан находится как раз между Китаем и Россией. Прогнуться под Запад сегодня означает испортить отношения не только с Россией, но и с Китаем — союзником России по выстраиванию альтернативной глобальной архитектуры. Не верю, что руководство Казахстана может пойти фактически на самоизоляцию собственной страны,
— пояснил Андрей Иванов.
Общество Казахстана разделено
Меж тем 23 сентября Зеленский встретился в Нью-Йорке с президентом Казахстана. Глава киевского режима отчитался о встрече со спецпосланником США по вопросам Украины Келлогом, где обсуждались "взаимовыгодные соглашения по дронам и закупке американского оружия".
Занятные дела творятся на ГА ООН. Трудно это не заметить. Видно, что обоим переговорщикам было неловко.

Большой договорняк или усиленная защита? Небо Краснодара снова открыто: И это неспроста
Казахстан заинтересован в расширении сотрудничества с западными странами не только в экономике и технологиях, но и на политическом и идеологическом уровнях. Это часть стратегии правящего класса, который стремится позиционировать республику как страну глобального уровня с устойчивыми отношениями и опорой на международное право, а не жёстко привязанной к локальным союзам, отметил политолог Владимир Киреев.
Царьград: Насколько раскол в казахстанском обществе по вопросу СВО влияет на внутреннюю ситуацию?
В. Киреев: Общество Казахстана разделено. Одна часть поддерживает Россию, считая её борющейся за безопасность и противостоящей западной гегемонии. Другая считает Россию агрессором и поддерживает Украину. Хотя эта полемика "закатывается под стол", она заметна невооружённым взглядом и влияет на общественный дискурс.
— Какова позиция Астаны в отношении России?
— Она балансирует между двумя мотивами. С одной стороны, поражение России крайне нежелательно — сотрудничество приносит значительную выгоду, особенно торговое, включая "серые схемы". С другой стороны, преждевременная победа России в СВО была бы опасной, поскольку усиление Москвы как доминирующего регионального игрока привело бы к ограничению самостоятельности Казахстана.
— Какие особенности отношений Казахстана с Украиной?
— Украина — давний партнёр Казахстана. Обе страны ощущают значительное сходство в своих отношениях с Россией, которая одновременно является важным инвестором и фактором безопасности, но и источником ограничения политической самостоятельности. Украинские и казахстанские элиты осознают эти противоречия.
— Как Казахстан выстраивает отношения с другими регионами и странами?
— Казахстан старается лавировать между большим треугольником — Россией, Китаем и западными странами. Сегодня при сближении России и Китая Казахстан остаётся партнёром России, но активно развивает глубокие связи с Украиной, Турцией и даже с Великобританией. Интересно, что отношение к Великобритании на уровне руководства вызывает больше уважения, чем к Турции, несмотря на историческую роль последней в регионе.
Что с того?
Попытки Запада найти новую "ахиллесову пяту" России в лице Казахстана выглядят скорее жестом отчаяния, чем продуманной стратегией. Прямые санкции провалились, а угрозы в адрес наших партнёров лишь укрепляют их решимость сохранять многовекторную политику. Астана отлично понимает, что реальные выгоды от сотрудничества с Москвой и Пекином несопоставимы с сомнительными посулами из-за океана.
Эта ситуация наглядно демонстрирует крах западной политики изоляции России: вместо ожидаемой блокады Вашингтон сам оказывается в тупике, наблюдая, как глобальный Юг сплачивается вокруг альтернативных центров силы. Нашим казахским соседям предстоит непростой выбор — в пользу суверенитета и взаимовыгодного сотрудничества или подчинения диктату.