Министры Терезы Мэй «побежали с тонущего корабля»
Европейские министры вздохнули с облегчением.
После нескольких месяцев неопределенности у нас наконец-то есть четкий сигнал от Великобритании о том, как можно организовать ее выход из ЕС. Но для этого требуются дальнейшие шаги и работа с обеих сторон,
- радостно заявил глава МИД Германии Хайко Маас.
Но довольная сторона после переговоров – Евросоюз, а не Британия, потому что все идет по сценарию Брюсселя.
В подписанном 13 ноября 500-страничном документе Лондон и Брюссель обязуются соблюдать права своих граждан на территории Британии и ЕС. Во-вторых, британцы должны заплатить компенсацию за выход из союза. И самое главное – вводится переходный период на два года. На это время Британия все еще остается членом ЕС, соблюдает все взятые на себя обязательства, включая и внесение денег в бюджет ЕС. Но зато лишается права голоса. Формально этот переходный период нужен, чтобы решить технические моменты. Но на самом деле связан с центральной проблемой - ирландской границей.
ЕС и Великобритания до сих пор не нашли ответ на вопрос, где будет проходить экономическая граница после Brexit. Брюссель хочет оставить Северную Ирландию в Европейском таможенном союзе, сохранив единство Северной Ирландии с Ирландией – страной ЕС. Но тогда часть Британии фактически будет отторгнута от нее.
Вопрос об ирландской границе вызывает большие споры в британском парламенте. Сторонники Brexit из числа консерваторов и правительства обвиняют Мэй в предательстве и недостаточной жесткости на переговорах с ЕС.
В знак протеста сегодня ушел в отставку министр по делам Brexit Доминик Рааб, обосновав свой поступок опасением развала Великобритании:
Я не могу поддержать это соглашение по двум причинам. Во-первых, я считаю, что предложенный режим регулирования границы с Северной Ирландией несет очень серьезную угрозу территориальной целостности Соединенного Королевства. Во-вторых, я не могу поддержать соглашение, в рамках которого у ЕС остается право вето на возможность выхода Британии из ЕС.
С другого фланга на премьер-министра давят лейбористы, которые вообще против выхода Британии из ЕС. Поэтому соглашение по Brexit может не пройти в британском парламенте.
В ситуации, когда 13 министров выступают против условий, на которые идет премьер, Мэй рискует своим постом, а Британия может погрузиться в политический кризис. А там недалеко до досрочных парламентских выборов, где разочарованные в консерваторах британцы проголосуют за лейбористов и, если случится повторный референдум - за сохранение членства в составе Евросоюза. Аргумент новых властей будет простым: «Хотите не допустить выхода Шотландии и Северной Ирландии из состава Британии? Тогда голосуйте против Brexit». На такой вариант, кстати говоря, рассчитывает и президент бундестага, а также возможный преемник Ангелы Меркель Вольфганг Шойбле.
Обостряющийся Brexit несет в себе риски и для России. Британии выход из ЕС обойдется в сумму от 40 до 130 млрд евро. Вот тут-то и могут пригодиться российские активы, которые Британия может забрать, обосновав это попыткой убийства Скрипаля. Заметно, что чем сложнее идут переговоры между Брюсселем и Лондоном, тем чаще раскручивается дело Скрипалей.
Кроме того, в соглашение по Brexit включен пункт о совместной санкционной политике. Так что Лондон собирается портить российско-европейские отношения не только до, но и после выхода из Европейского союза.