Почему капиталы бегут из России и можно ли их удержать
Центробанк справляется, очередь за Госдумой?
По данным Центробанка России, общий вывод денежных средств за рубеж уменьшился за последнее время на 24%, причём через банки – в два раза. Этой статистикой Центробанк как бы показывает: мы свою работу делаем, а вот такие-то и такие-то позволяют пользоваться сомнительными схемами. Список «таких-то» прилагается:
- авансирование импорта товаров (которые в Россию так и не поступают);
- оплата услуг, реальную стоимость которых очень сложно оценить;
- почему-то импорт товаров в пределах Таможенного союза (что нам теперь, с Казахстаном не торговать только потому, что оттуда легче вывести средства?);
- переводы по агентским договорам (в принципе, близко к оплате услуг);
- сделки с ценными бумагами (инвестирование в зарубежные предприятия).
Любопытно, что вывод средств через оплату услуг чаще всего осуществляется на базе морских контейнерных перевозок. Но так или иначе, налицо наличие нескольких «дыр» в законодательстве, которые позволяют успешно переводить капиталы в «тихие гавани».
Что до обналичивания, то здесь, продолжает Центробанк, удаётся постепенно менять структуру. 57% обналичивания – это выдача средств физическим лицам, например, снятие наличных в банкомате, то есть относительно скромные суммы. 38% «обналички» – юридические лица, 4% – индивидуальные предприниматели и, наконец, 1% – выдачи по сделкам с ценными бумагами. Действительно, неофициальные тарифы на «обналичку» растут, а это значит, что операции становятся сложнее и рискованнее – лишний плюс регулятору.
Центробанк также подчёркивает, что добился особых успехов не только в сокращении числа сомнительных операций с обналичиванием через физических и юридических лиц, но и резко сократил вывод средств за рубеж через исполнительные документы.
Про последний способ надо сказать чуть подробнее.
Сейчас очень модной стала следующая схема: когда счета какого-либо предприятия заблокированы (в том числе и за попытки вывода средств), это предприятие внезапно обнаруживает, что когда-то заняло денег у иностранного контрагента, а теперь кредитор требует деньги назад, причём непременно через третейский суд, ибо арбитраж – это слишком долго. И поскольку решение суда превыше всего, банк вынужден перечислить за рубеж средства с заблокированного счёта, что, собственно, и требовалось доказать.
Сейчас проводятся более тщательные проверки факта наличия долга, а также готовится законопроект о запрете такого вывода вообще – для получения долга взыскателю придётся открывать счёт в российском банке.
Почему бегут капиталы
Согласимся: Центробанк творит добро – или по крайней мере то, что считает добром. Но беспокоит другое: он выглядит как врач, который лечит симптомы, а не болезнь. Или как тюремщик, который искренне считает себя главным борцом с преступностью.
Плохо, что деньги выводят. Но ещё хуже, что не угасает стремление их выводить. Причём выводить в далеко не самые комфортные условия: в западные страны, где, казалось бы, строже финансовый контроль, выше налоги на доходы плюс любые «русские» деньги рассматриваются под микроскопом. Причём выводят чаще всего через Кипр, который давно потерял все свойства офшора, кроме дешевизны и простоты ведения бизнеса, то есть полностью открыт для налоговых структур Евросоюза.
Попробуем перечислить основные причины такого положения вещей.
* * *
В банковской сфере, читая подобные отчёты Центробанка, мрачно шутят, что отток средств из России прекратится лишь в тот день, когда в стране больше не останется денег. На самом деле это не так. Отток средств прекратится, когда у нас будут чёткие, надолго принятые и, главное, единые для всех правила экономической игры, когда налоги на ведение бизнеса в России опустятся до разумного уровня, когда неприкосновенность собственности из абстрактного тезиса превратится в конкретную реальность.
В состоянии ли решить эту задачу современное правительство России – большой вопрос.